Почему вы решили заниматься развитием велоинфраструктуры в городе? С чего все началось?
- В 2012 году я посетила немецкий город Гамбург и удивилась, насколько продумано и удобно там устроена велосипедная инфраструктура, а ведь они добились этого буквально за 7 лет. Я вернулась в Петербург, нашла единомышленников, которые так же, как я, хотели заниматься развитием велосипедного движения в городе. Вместе с ними мы организовали проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга», основная цель которого – показать, что существуют люди, которые озабочены этим вопросом, и что этих людей много.
Раньше об этом никто серьезно не говорил, все воспринимали это как спорт или развлечение. Мы же собрали людей и попросили их активно выразить свое мнение с помощью обращений к чиновникам, демонстраций, чтобы обратить внимание на то, что в Петербурге есть люди, которые заинтересованы в комфортном и безопасном передвижении по городу на велосипеде.
Вы организовываете множество полезных бесплатных акций. Например, «Велошкола», где велосипедистам объясняют правила дорожного движения, или бесплатная мастерская, где настраивают переключатели и тормоза. Вы ищете партнеров или они предлагают помощь сами?
- Как правило, веломастерские сами стремятся к сотрудничеству, так как для них это неплохая реклама. Они нам пишут, предлагают устроить акцию, мы соглашаемся и рассказываем об этом. А «Велошкола» была бесплатной два года, но сейчас появилось огромное количество желающих изучать правила дорожного движения для велосипедистов, и мы просто не успеваем обрабатывать все их заявки, поэтому пришлось ввести небольшую плату. Вместе с тем, люди будут более серьезно относиться к тем знаниям, которые получат у нас.
Год назад вы рассказывали о том, что в Петербурге абсолютно нет социальной рекламы, касающейся велосипедистов. Мало того, власти считали, что она не нужна, ведь правила дорожного движения преподают в школе. Сейчас же в городе можно заметить рекламные плакаты, призывающие велосипедистов не нарушать ПДД. Можно ли считать это достижением движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» или вы не имеете к этому отношения?
- Эта социальная реклама не является нашим проектом, более того - она мне не нравится. На мой взгляд, эта реклама немножко хамская и выражает некое раздражение по поводу велосипедистов. Я считаю, что такого быть не должно. Город должен очень внимательно и уважительно со всеми общаться. Конечно, посыл правильный, но нужно делать это как-то по-другому, не столь агрессивно.
А есть ли у вас свои проекты социальной рекламы для велосипедистов?
- Да, конечно. Я хочу, чтобы появилась социальная реклама, связанная с велосипедами. Однако, как она точно будет выглядеть, я пока не знаю, нам еще только предстоит обсуждать это. Во-первых, надо обратить внимание велосипедистов на многие вещи, связанные с правилами дорожного движения. Например, включенные фары в вечернее время суток. А во-вторых, следует обратить внимание автомобилистов и пешеходов на то, что появилась новая категория участников дорожного движения - велосипедисты.
Не так давно депутат Виталий Милонов выступил с инициативой ввести права для велосипедистов. Вы негативно отреагировали на это предложение. Почему?
- Меня поражает некая безответственность этого человека. Как депутат, который является народным избранником, может выдвигать такое предложение, ни с кем его не обсудив? Мне кажется, депутат должен представлять мнение горожан. Значит, он должен с ними посоветоваться, обсудить или хотя бы посмотреть на международный опыт. Ни в одной стране мира нет прав для велосипедистов. Понятно, что они должны соблюдать правила дорожного движения, но это делается благодаря велосипедной инфраструктуре и образованию. Ведь нарушают не из-за того, что все такие злостные нарушители, - люди зачастую просто не знают, как вести себя на дороге. На мой взгляд, образование принесет гораздо больший эффект, чем введение каких-либо прав. В Советском Союзе были, к примеру, права и номерные знаки, но большая часть населения не обращала на это внимания.
То есть вы планируете вносить инициативу о проведении дополнительных занятий в школах и детсадах, посвященных правилам дорожного движения?
- Да, может быть, постепенно, но это нужно делать обязательно. Единственное, такая инициатива должна приниматься на Федеральном уровне. Конечно, можно это сделать инициативно в Петербурге, но мы за глобальные перемены. Это будут не активисты, которые приходят к скучающим детям на урок и рассказывают о ПДД, а именно отдельная программа, которая позволит повысить уровень образованности граждан в этом вопросе.
Давайте поговорим о вашей новой должности. Были ли вы знакомы с Игорем Албиным и готовы ли к работе с ним, ведь он зарекомендовал себя как достаточно требовательный чиновник?
- С Игорем Николаевичем мы ранее не были знакомы. Пока я только во всем разбираюсь. На днях прошло первое аппаратное совещание - это решение каких-либо внутренних вопросов, все советники рассказывают о том, что успели сделать за прошедшую неделю, и о планах на текущую. Я там просто представилась и посмотрела, как все это происходит.
Второе совещание было посвящено развитию пешеходной инфраструктуры и общественных пространств. Была рабочая группа, где мы обсуждали проекты, например, по реновации центральной рекреационной зоны Приморского парка Победы и реконструкции пляжа Петропавловской крепости. Архитекторы рассказывали, как идет процесс. Мы договорились, что обменяемся материалами, и я напишу свои комментарии, ведь велоинфраструктура нужна далеко не везде.
Вообще, работа только начинается, я передала Игорю Николаевичу свои предложения, такое стратегическое видение того, что нужно делать в Санкт-Петербурге. Плюс какие-то быстрые шаги, которые можно успеть сделать в этом году, чтобы показать, чем мы собственно занимаемся.
Вы говорили, что раньше предложения об улучшении велоинфраструктуры могли приниматься и год, и два. Как вы считаете, новая должность позволит вам ускорить этот процесс?
- Я надеюсь, что да, потому что раньше это было просто массовое обращение от граждан, потом у нас появился диалог с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры. Мы участвовали в совещаниях, плотно работали с проектировщиками, которые создавали велосипедные маршруты, два из которых начнут работу уже этим летом. Правда я не знаю, насколько хорошо это будет сделано, потому что средств из бюджета практически не выделено, и тот проект, который есть, слишком далек от идеала.
Насчет бюджета, насколько известно, «Велосипедизация Санкт-Петербурга» собственными силами собирает деньги на рекламные буклеты, значки и наклейки. Собирается ли город выделять средства на финансирование ваших проектов?
- С финансированием как всегда проблемы, потому что в этом году никаких денег на развитие велосипедной инфраструктуры не заложено. Поэтому я внесла предложение о выделении средств из бюджета на реализацию нашего проекта в следующем году.
На ваш взгляд, какова вероятность того, что чиновники согласятся включить велосипедную инфраструктуру в проект Тучкова моста?
- Мы отправили обращение, но все зависит от того, сколько человек будет вовлечено в этот процесс. Власти не смогут игнорировать обращения большого количества человек. Велоинфраструктура на Тучковом мосту действительно нужна: там очень большой поток велосипедистов, а пешеходов стало меньше, потому что часть из них ездит теперь под землей на траволаторе. Поэтому игнорировать этот факт никак нельзя, нужно смотреть, что с этим делать.
Необязательно, чтобы это была отдельная велосипедная дорожка, может, это будет совмещенный тротуар, который должен быть достаточной ширины и иметь удобный заезд с перекрестка, что будет удобно не только велосипедистам, но и мамам с колясками, инвалидам и всем остальным. Результат, естественно, пока не известен, но я планирую продвигать эту инициативу.
Известно, что Ольга Галкина активно поддерживает вашу организацию, появились ли другие "фанаты" "Велосипедизации" среди наших депутатов?
- Ольга Галкина действительно нас давно поддерживает. Ей действительно очень интересна эта тема, она считает, что велоинфраструктура - это то, развитием чего нужно заниматься, что принесет пользу жителям города. Мы, конечно, очень рады такой поддержке. Мне кажется, что и Игорь Николаевич с интересом относится к нашей деятельности. Он сам завел разговор об общественных пространствах, об улучшении городской среды, поэтому, я надеюсь, что велосипедная тема станет для него одной из основных и самых любимых.