В пермской школе №127 сегодня, 15 января, двое подростков напали с ножами на учеников и учительницу, пострадали 15 человек. Это не первый случай применения оружия в российских школах.
«Санкт-Петербург.ру» вспомнил эпизоды с насилием в школах за последние годы и попытался разобраться, зачем ученики решают свои проблемы агрессивным способом.
Читайте также:
Резня мечом в Швеции и другие массовые убийства в школах
Пермь, 15 января 2017 года. Фото: Игорь Катаев / РИА «Новости»
Поножовщина в Перми: январь 2018 года
Двое молодых людей проникли в школу №127 и напали на учащихся. По последним данным пострадали 15 человек, учительницу и одного из учеников с ранениями в шею доставили в больницу. Нападавших задержали, один из них – бывший ученик школы. Следственный комитет возбудил уголовное дело о покушении на массовое убийство.
По разным версиям, бывший ученик школы хотел отомстить учительнице, которая могла иметь отношение к его отчислению, либо был возмущен комментариями во «ВКонтакте». По данным МВД, один из нападавших состоял на учете в психоневролгическом диспансере, оба они интересовались насилием в школе, в том числе массовым убийством в американской школе Колумбайн.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков призвал воздержаться от «любительских» рассуждений об обеспечении безопасности в российских школах после произошедшего в Перми.
«Давайте дадим Росгвардии и МВД разобраться с тем, на надлежащем ли уровне обеспечивалась безопасность в этом учреждении. С учетом того, что это была внутренняя поножовщина, давайте дождемся результатов расследования. Это же не нападение на школу извне», – цитируют Пескова «Ведомости».
Фото: VK / Денис Денисов
Нападение с ножом в подмосковном Высоковске: ноябрь 2017 года
Ссора между двумя восьмиклассниками закончилась ножевыми ранениями для одного из них. 29 ноября во время перепалки один ученик несколько раз ударил в шею другого принесенным с собой ножом. Пострадавший остался жив, напавшего задержали.
Причиной стала личная неприязнь. Задержанный школьник пожаловался на издевательства со стороны одноклассника. Он копил деньги, которые родители давали ему на обеды, и на них купил нож, а затем напал на одноклассника, который обижал его больше всех.
Убийство учителя ОБЖ в Москве: ноябрь 2017 года
Кровавая резня произошла в московском колледже «Западный комплекс непрерывного образования» 1 ноября. Студент третьего курса убил ножом учителя ОБЖ, а потом покончил с собой.
Перед смертью он опубликовал во «ВКонтакте» селфи на фоне тела, а также свое фото с циркулярной пилой у горла. С ее помощью студент и покончил собой.
По одной из версий, у учащегося был личный конфликт с учителем: тот был куратором его группы. Молодой человек увлекался компьютерными играми.
Стрельба в подмосковной Ивантеевке: сентябрь 2017 года
Утром 5 сентября 15-летний ученик школы №1 напал с кухонным топориком на учительницу, а затем открыл в классе стрельбу из пневматического оружия и начал кидать петарды. Началась паника, учащиеся выпрыгивали из окон второго этажа, спасаясь от преступника. Трое школьников попали в больницы с травмами, никто не погиб.
Нападавшего обвинили в покушении на убийство и хулиганстве. Подросток интересовался темой «Колумбайна»: во «ВКонтакте» он был зарегистрирован под ником с именем одного из преступников, постил фотографии и видео с оружием, был подписан на тематические паблики. В день стрельбы он оставил статус: «Delete my life 05.09.17».
Фото: Герман Парло / Федеральное агентство новостей
Стрельба в московской школе №263: февраль 2014 года
Этот инцидент считается первым в России случаем стрельбы по «американскому сценарию», в котором погибли люди. Учащийся 10А класса Сергей Гордеев убил учителя географии и выстрелил в прибывших на место происшествия полицейских.
Один полицейский погиб, второй был ранен. Гордееву было предъявлено обвинение в убийстве и посягательстве на жизнь полицейских. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.
Мнения психологов о причинах агрессии учащихся
Эксперты приводят разные объяснения такому всплеску школьного насилия. Психолог Павел Волженков полагает, что это протест учеников, которые не видят перспектив в жизни и не находят в школе ответа на вопрос, как зарабатывать деньги после выпуска. По мнению психолога, причины насилия в школах не объясняются влиянием трагедии в школе Колумбайн или школьными конфликтами.
«Дети зачастую не видят перспектив в жизни. У них проявляется протест, который может выражаться по-разному, в том числе в нападении на учительницу или других детей в школе с применением оружия. Под этим всем находится бесперспективность – то, что детей заставляют ходить в школу, но не освещают важные вопросы, которые детей волнуют – как заработать деньги в жизни», – сказал Волженков в разговоре с «Санкт-Петербург.ру».
Читайте также:
Елена Мизулина: Дети утратили уважение к школам
Психолог считает, что дети недовольны тем, чем они занимаются в школе: им хочется понять, чем заниматься в жизни, узнавать, как зарабатывать, а вместо этого им предлагают формальные знания. «Главная проблема в том, что дети не видят взаимосвязи между тем, что они изучают в школе, и тем, как зарабатывать деньги в жизни. У детей сейчас одна из самых главных ценностей в жизни – это как зарабатывать деньги, как быть независимым, самодостаточная семья. Подростки смотрят на окружающую действительность и видят, как много нищих людей. Дети задумываются об этом, задают вопросы учителям, родителям, но не получают ответов», – пояснил Волженков.
Эксперт предложил при обучении в школах уделять максимум внимания разнообразию профессий и бизнесов, и меньше – бюрократии и формальностям. При этом влияние семьи или компьютерных игр на всплеск насилия он не считает ключевыми факторами. «Здесь играет протест против бессмысленного занятия в школе, и этот протест может найти какой угодно выход», – подчеркнул психолог.
Психиатр-криминалист, руководитель «Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях» Михаил Виноградов первичным фактором поведения школьников считает семью.
«Сколько бы мы ни говорили о влиянии улицы, двора, подворотней, это все вторичные факторы. Первичный фактор – это семья. Как себя семья ведет, как ребенок учится, глядя на старшие поколения – это первое и главное. Дети из нормальных семей, где родители между собой общаются доброжелательно, где следят за детьми, такое не учиняют. Потому что у ребенка в памяти остается факт, что его в семье любят, с ним хотят разговаривать, и он готов к этому. А здесь в семье с детьми не общались так, как надо, может быть даже прикладывали руку. Детей из неблагополучных семей очень легко вовлечь в такие криминальные вещи», – цитирует РИА «Новости» Виноградова.