В Ленинградской области сейчас насчитывается около 15 мини-предприятий нефтепереработки. Качество продукции напрямую зависит от используемых технологий переработки и очистки нефти. Соответственно разница потребительских свойств продукции, получаемой с крупных нефтеперерабатывающих заводов и мини-НПЗ, глобальна.
«Изначально предприятия имеют такую нефть, из которой бензин не получить. Поскольку в России растет процент тяжелой, то есть трудноизвлекаемой нефти. В ней высока концентрация серы и других примесей. Для того чтобы обеспечить необходимые потребительские свойства продукции, требуется применение технологий очистки, например, гидрокрекинг (получение бензина из тяжелой нефти с помощью водорода - прим. Санкт-Петербург.ру). Установки гидрокрекинга требуют серьезных затрат - их могут себе позволить только крупные предприятия», - пояснил председатель общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области и Северо-Западного отделения общественной организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук.
Например, заводу "Киришинефтеоргсинтез" (ООО «Кинеф») гидроустановка обошлась почти в 82 млрд рублей. Малые заводы за счет ограниченных ресурсов дорогостоящие технологии использовать не могут. Следовательно, они производят топливо не слишком высокого качества, которое может использоваться только для грузовой автотехники и за пределами города. Однако на деле все выходит, конечно, не так.
Еще один немаловажный вопрос – состояние окружающей среды и благополучие жителей вокруг НПЗ. Например, один из таких заводов под Гатчиной, принадлежащих ООО «Сервис ОЙЛ», до сих пор наносит непоправимый урон жителям города. Еще, в 2013 году предприятие оштрафовали на сумму 304 тыс. рублей за несоблюдение экологического законодательства. При этом суд не посчитал нужным приостановить деятельность опасного предприятия, как требовали того надзорные органы.
Ситуация с работой мини-НПЗ требует особого внимания. И это касается не только экологической безопасности, качества топлива, но также сокращения налоговой базы и рационального использования такого ценного сырья как нефть. Однако из-за прорех в законодательстве надзорные органы потеряли полномочия в контроле за малыми предприятиями нефтепереработки.
«С принятием закона о техническом регулировании и технических регламентах государство отказалось от главной регулирующей функции вопросов качества. Например, были отменены лицензии продуктов нефтепереработки. Пользуясь прорехами в законе, коммерсанты уходят и от налогообложения, а продукция предприятий находится без госконтроля. Из-за этого на мини-НПЗ таковая дешевле, чем на обычных АЗС, но при этом концентрация серы в топливе в десятки раз превышает допустимую норму - 2000 мг на литр, вместо нормативных 50 мг на литр», - сообщил «Санкт-Петербург.ру» руководитель СЗМТУ Росстандарта Василий Семерчук.
По его словам, мини-заводы успешно используют тот факт, что их предприятия находится вне госконтроля. К примеру, они не декларируют свою основную деятельность как нефтепереработку и реализуют топливо напрямую, уводя в тень основную часть доходов.
Как сообщает gatchina24.ru, по результатам аудиторской проверки за несколько месяцев доход незаконного предприятия по переработке мазута в высокооктановое топливо под Гатчиной, составил почти полмиллиона евро.
По данным «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга», мелкие производители реализуют продукцию с использованием контейнерных, передвижных, ведомственных и модульных АЗС. Деятельность таких продавцов пока лишена должного контроля со стороны надзорных органов. Приобрести необходимое оборудование тоже не составляет труда – его открыто предлагают, к примеру, на сайтах бесплатных объявлений.
Еще один источник получения нефтепродуктов на такие АЗС – элементарное воровство. В том же 2014 году в 47 регионе выявили 68 врезок в трубопроводы с целью хищения продукции. «Лидерами» по воровству топлива традиционно стали Всеволожский, Тосненский, и Киришском районы. Помимо врезок в трубопроводы, были случаи, когда преступники крали сырье с нефтебаз и железнодорожных составов. Так, предприятие по производству нефтепродуктов было обнаружено на территории промзоны «Фосфорит» в Кингисеппском районе. По оперативным данным, значительную долю доходов незаконный бизнес получал от переработки нефтепродуктов, похищенных путем врезок в нефтепроводы.
Потребители топлива остаются довольны ценой, но, как правило, закрывают глаза на качество и даже на собственную безопасность. Семерчук считает, что основная проблема лежит в сокращении надзорных органов и отсутствии единых стандартов качества на продукты нефтепереработки.
«Сейчас много говорят об инновационном развитии отрасли. Однако по факту мы сталкиваемся исключительно с коммерческим интересом. При ином раскладе мини-предприятия как раз могли бы значительно быстрее внедрять новые технологии и следовать потребностям времени. По факту многим из них выгоднее производить попросту то, что горит, не беспокоясь о последствиях», - уверен глава СЗМТУ Росстандарта.
Еще в конце апреля 2015 года президент Российской Федерации Владимир Путин потребовал проверить качество автомобильного топлива на АЗС и с конца мая 2015 года автозаправочные станции 47-го региона проходят плановые прокурорские проверки. В отчете генеральной прокуратуры Ленинградской области сообщается о проведении 184 проверок автозаправочных станций. Только на двух АЗС отобранные образцы проб топлива были некачественные, а это всего 1%.
Да и «попались» малоизвестные АЗС. На АЗС ООО «Октан» в Гатчинском районе и АЗС ООО «Нефтяная газовая компания» в Ломоносовском районе осуществляется реализация некачественного (не соответствующего требованиям ГОСТов Российской Федерации) автомобильного топлива. Проверять же ведомственные АЗС и мини-НПЗ опять не стали. Сложно, да и небезопасно. А именно в результате проверок качества на них официальная статистика могла сильно измениться.
Эффективно работать как крупным, так и малым НПЗ позволила бы разработка единых стандартов и внесение изменений в правила эксплуатации объектов. В идеале – создание единого реестра всех производств и сбытов топлива. Такая система успешно функционирует в Татарстане.
Небольшие заводы должны существовать, прежде всего, для устранения проблемы монополизации отрасли, но деятельность их должна быть приведена в рамки закона. Проблему качества и полузаконной деятельности современных мини-НПЗ решить можно только в случае усовершенствования законодательства. Правда, если в современных условиях такие предприятия будут покупать и продавать топливо по правилам рынка, то скорее всего, лишаться преимуществ в цене. По этой причине ожидать сокращения нелегалов в ближайшее время не приходится. Хотя первый шаг уже сделан. С сентября 2015 года планируется ввести акций на СМТ (судовое маловязкое топливо), которое часто мини-НПЗ продают под видом обычного дизельного топлива.