USD 03.08.2021 73.0156 -0.1232
USD ММВБ 00:05 72.9590  
EUR 03.08.2021 86.7717 -0.2196
EUR ММВБ 00:05 86.8430  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Из глубины морской: в Кронштадте откроют первый в мире Музей затонувших кораблей

Уникальный музейный комплекс будет создан на основе заброшенного Петровского дока в Кронштадте. Это будет первый в мире музей, где появится возможность сохранения кораблей в естественной водной среде.

Уникальный памятник инженерии

 

Петровский док в Кронштадте – уникальный гидротехнический комплекс, памятник истории и культуры федерального значения площадью порядка 58 тыс. кв. метров. Это первый сухой док в России, строительство его продолжалось целых 33 года - с 1719-го по 1752 год. Заложен он был по Указу Петра Великого, когда в начале XVIII остро встал вопрос строительства доков для быстрого ремонта кораблей. Петербург активно превращался в мощный западный морской форпост России, сюда заходило огромное количество иностранных кораблей: только 22 июня в 1715 году принимались одновременно 45 английских и голландских судов.

По масштабам и инженерной мысли док был сооружением ультрасовременным для того времени. Уникальность и новаторство инженерного решения заключались в том, чтобы использовать рельеф местности для быстрого осушения дока, что позволяло в течение 24 часов приступить к ремонту судна. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн, и оттуда перекачивалась обратно в залив. В Европе для этих целей использовали систему приливов и отливов, что на Финском заливе невозможно.

При постройке было задействовано около трех тыс. человек. Строительство дока изначально планировалось закончить за три года, но в итоге оно было завершено уже после смерти Петра I. Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, — она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры.

Благодаря тому, что док изначально был задуман в габаритах, значительно превышающих размеры судов, строившихся в XVIII веке, до наших дней, а именно до 2006 года, док эксплуатировался по прямому назначению. В него заходил на ремонт даже авианесущий крейсер.

В связи с тем, что док ни разу не реставрировали, сейчас он находится в плачевном состоянии. Проект приспособления дока для размещения музея подводной археологии позволит его отреставрировать, и тогда он сам сможет стать в музее основным экспонатом.

«Мы видим сегодня, что док порос растительностью, в зимний период лед нарушает его целостность, поэтому все объекты, которые не эксплуатируются, приходят в негодность. Его состояние более чем плачевное. Его нужно срочно спасать и, я думаю, что это мнение всех присутствующих», - комментирует директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко.

 

Единственный в своем роде музей

 

В 2015 году Петровский док был переведен с баланса Министерства обороны РФ в ведение правительства Петербурга и передан музейщикам. Так как никаких объектов Минобороны там не осталось, полноценным хозяином дока теперь является Государственный Музей истории Кронштадта.

Согласно концепции, разработанной реставрационно-проектным институтом «Ленпроектреставрация», Петровский док будет сохранен как объект культурного наследия. Что уникально – это по-прежнему действующее инженерное сооружение.

При обсуждении дизайн-проекта дока участвовали шесть творческих групп: от студентов художественно-промышленной Академии им. Штиглица до архитекторов. В итоге общественности представлен грандиозный проект.

После реконструкции петровский док укрепят, будут восстановлены его стены, сооружены специальные камеры, разделяющие док на секции. Затем в него запустят воду из Балтийского моря. Сверху док будет укрыт стеклянным ангарным куполом с дополнительным ярусом-этажом. Это позволит разместить в доке экспозицию затонувших кораблей. Посетители музея смогут осматривать суда через прозрачные разноуровневые галереи.

Музейный комплекс станет единственным в мире, где затонувшие корабли будут находиться в естественной среде с сохранением химического состава воды. Похожий проект - стокгольмский музей «Васа». Правда, «Васа» - музей одного корабля с аналогичным названием, затонувшего в 1628 году. Это один из самых больших боевых кораблей своего времени, названный в честь правящей королевской династии в Швеции.

По словам Евгения Гришко, после реставрации Петровский док сможет вместить не менее пяти древних кораблей, поднятых со дна Балтики. При этом в здании действующего музея уже в ближайшее время появится нечто вроде модели будущего музея затонувших кораблей, куда поместят небольшие по размеру объекты, которые будут изучать специалисты.

Кроме этого в музее будут представлены реконструкции палуб кораблей различных эпох. Заниматься поиском объектов для будущей экспозиции будут подводные археологи — специалисты Центра подводных исследований Русского Географического общества. По словам исполнительный директор Центра — Сергея Фокина, в данный момент на заметке у них около 200 подобных раритетов.

Также планируется организовать научно-образовательную зону - Центр подводной археологии, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Предполагаются учебные классы, конференц-зал, лаборатория и библиотека.

 

Неоцененные масштабы

 

На данный момент проект получает поддержку администрации Кронштадта и Санкт-Петербурга. По словам Сергея Фокина, в 2016 году на охрану и поддержание состояния Петровского дока выделено около девяти млн рублей.

Проектные работы в Петровском доке будут завершены в мае 2018 года. Завозить экспонаты туда планируют в 2022 году. По предварительным подсчетам, площадь музейного комплекса составит 42 тыс. кв. метров.

В ближайшее время в бассейне Водонапорной башни Музея истории Кронштадта начнутся работы по обустройству тестового участка подводного экспонирования. В реальных условиях будут проведены замеры и изучение поведения воды, конденсата, материалов для исключения ошибок проектирования на основном объекте – Петровском доке. 

Точная сумма, требуемая на его реставрацию, пока не известна и определится только после обследования дока. Когда идея о создании музея затонувших кораблей прозвучала впервые - в феврале 2016 года на заседании в Смольном, в комитете по инвестициям проект оценили в шесть млрд рублей. Основную сумму должны предоставить инвесторы, имена которых не разглашаются. 

 

Фото: Ольга Бережнева / "Санкт-Петербург.ру"

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    «Венера», «Пётр I», «Иван Грозный» и «Мефистофель»: семь шедевров из коллекции Русского музея

    Несколько экспонатов одной из главных сокровищниц Северной столицы, которые обязан увидеть каждый.

    «84 сыра», «Пять углов», «Лососиная»: топ-5 мест с необычной пиццей в Петербурге

    Пицца из «Черепашек-ниндзя» от самого Крэнга, огромный треугольник-пепперони на четверых, бар в гангстерском стиле с шотами, а также другие места с пиццей, в которых стоит побывать.

    Львиный мост на канале Грибоедова: балерины, их поклонники и дореволюционные риелторы

    Подробности создания одного из пешеходных цепных мостов, появившихся в Петербурге два века назад.

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы