Помните Тосю из «Девчат» и ее наивное желание: «Вот иду я, красивая, по улице, а все встречные мужчины так и столбенеют, а кто послабее - так и падают, падают, падают, и сами собой в штабеля укладываются!»? Очень нам, женщинам, понятное желание. Мы бы тоже не против. С другой стороны, рассматривая фотографии известных соблазнительниц прошлого, удивляешься, что не все такие уж красавицы, видели мы и покраше. Да и красавиц, в конце концов, много, вон в метро в час пик иногда не протолкнуться среди них, а кто войдет в историю, о ком стихи слагать будут? Наверняка же есть секретики? Может, если проанализировать биографии известных соблазнительниц прошлого, найдем закономерности? Возьмем на вооружение методы, поэкспериментируем и тоже «воссияем» - если не в планетарных масштабах, то хотя бы в масштабах двора. Для начала. Как говорится, нет ничего невозможного для человека с интеллектом.
Далеко ходить не будем, у Елены Троянской или Клеопатры были, наверное, о-го-го какие секреты, но уж слишком далеки они от наших реалий. А вот декадентские соблазнительницы подойдут. Там что ни история - то приключенческий роман, что ни имя – то исполин.
Матильда Кшесинская
Эта женщина точно владела какой-то древней магией. С филигранным мастерством и изящностью маленькая полька на сцене Мариинки кружила бесконечные фуэте, а попутно и головы венценосных особ. Судьбоносное для нее знакомство произошло, когда ей было всего 18 лет. На обеде в честь выпускного спектакля она оказалась соседкой по столу юного цесаревича, будущего Николая II. В тот же вечер она записывает в своем дневнике: «А все-таки он будет моим». Пожалуй, это и станет нашим первым уроком – необходимо верить в собственные силы.
Только не бросайтесь записывать: «Леонардо ди Каприо будет моим». Следующий урок от Матильды – скромность и адекватность. С самого начала она знала, что роман с императором не продлиться долго и приняла со смирением его скорый финал. Никаких истерик, только просьба разрешить по-прежнему говорить ему «ты» и иногда обращаться с просьбами. Такое нежное расставание сделало воспоминание о Матильде для Николая II приятным, он всегда покровительствовал ей, оказывая реальную помощь. А она, между прочим, не злоупотребляла его расположением.
фото: aminpro.ru
Не бояться сплетен. Похоже, Матильде Кшесинской было наплевать на толки, которые наверняка ходили. Сначала любовница цесаревича, потом поддержка Великого Князя Сергея Михайловича, внука Николая I; роман с двоюродным братом Николая II – Андреем Владимировичем и покровительство его отца Владимира Александровича. «Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину…». Когда она устраивала приемы в своем Стрельнинском имении (подаренном Сергеем Михайловичем), проходящие поезда меняли свое расписание для нужд высокопоставленных гостей балерины. Вот это, я понимаю, шик. Вот это размах.
Матильда Кшесинская была шикарной женщиной. Любимые мужчины осыпали ее драгоценностями, она и свои блистательные балетные партии танцевала в настоящих, а не бутафорских, украшениях. Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки. А как же иначе? Ведь надевая подарки на сцену, она демонстрировала уважение и благодарность своим покровителям. Блистать всегда, блистать везде.
Быть лучшей, быть особенной. Вот об этом никому не стоит забывать. Матильда была не просто фавориткой. Она была настоящим талантом, бриллиантом на русской сцене. Что такое выдающаяся балерина? Это редкий дар и тяжелая пахота. Как бы ни ненавидели ее конкуренты, недруги, завистники, ее феноменальный дар виртуозной танцовщицы признавали абсолютно все.
фото: marta-club.ru
Позволять себе иногда терять голову. О да, она предпочитала особенных мужчин, мужчин, наделенных властью, деньгами, положением. Но она была все-таки женщиной, женщиной, про которую говорили, что в ее жилах течет шампанское вместо крови. Однажды она потеряла голову от любви к своему партнеру по сцене, Петру Владимирову, великолепному красавцу, которого была старше на 21 год. Андрей Владимирович, узнав об этом, вызвал Владимирова на дуэль, где прострелил ему нос. Пришлось делать пластическую операцию.
Не бойтесь требовать свое. Она была смелой, иногда даже безрассудной. Виданное ли дело, подать в суд на революционное правительство, реквизировавшее и с упоением грабившее ее великолепный особняк на Каменноостровском проспекте. И чудо случилось: суд постановил – вернуть собственность балерине. Правда, там уже крепко обосновались будущие правители России, а феминистка Коллонтай щеголяла в шикарных вещах из гардероба Кшесинской. Особняк остался за новой властью, впоследствии там открыли музей Революции (сейчас — музей Политической истории). А Матильда, поняв, что ничего хорошего в молодой советской стране ее не ждет, отправилась вместе с сыном и князем Андреем Владимировичем за границу.
Всегда добиваться своего. Кто-нибудь, интересно, верил, что дама с подобной репутацией когда-нибудь породниться с семьей Романовых официально? Уже в эмиграции Кшесинская становится официальной супругой Андрея Владимировича Романова, а их сын получает титул светлейшего князя. И пусть в эмиграции все эти громкие титулы — просто слова, теме не менее… тем не менее...
Стойко принимать удары судьбы. В эмиграции, потеряв большую часть своих накоплений, Кшесинская вовсе не повесила нос, как сделали многие в ее положении. Она рискнула и открыла в Париже балетную школу. Поток учеников не иссяк даже в годы войны, позволив безбедно существовать и Матильде, и ее семье до конца ее долгих-долгих лет. Умерла она, не дожив до своего столетия всего пару месяцев. Удивительно долгая, удивительно наполненная жизнь.
Советы от Матильды Кшесинской сколь просты, столь и действенны. Но, похоже, лучше всех раскрыл секрет этой уникальной женщины Владимир Аркадьевич Теляковский, директор императорских театров: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется».
Лариса Рейснер
В отличие от Кшесинской, Лариса Рейснер преподаст нам совсем другие уроки. Своеобразная женщина, решительно отринувшая стереотипы, прожила свою жизнь так, как захотела, – дерзко и нахально.
Неслучайно две эти блистательные женщины оказались в одной статье, сравнивать их – одно удовольствие. Абсолютные противоположности даже внешне. Миниатюрная, изящная, кокетливая Кшесинская против гордой, монументальной, холодноватой Рейснер. Судя по восторженным воспоминаниям, на мужчин она действовала гипнотически. Женщины же, избавленные от наводимого эротического морока, Ларису не очень-то жаловали. Все же Надежда Мандельштам отдает ей должное: «Она была красива тяжелой и эффектной германской красотой», а вот Анна Ахматова красавицей ее не считала — слишком крупная. Вот, пожалуй, и первый урок – не стоит менять себя в угоду мужским вкусам, они весьма разнообразны.
Амбициозной красавице всегда мало быть просто красавицей, ей нужно поклонение. Это было начало XX века, и все самое интересное и волнующее происходило в сфере искусств. Где же еще искать признания, как ни в обществе петроградской богемы? Она интересничала: красила губы голубым, экстравагантно одевалась, читала свои стихи в знаменитом наследнике «Бродячей собаки» - «Приюте комедиантов». Вот только стихи были посредственные.
фото: e-reading.club
Стихи посредственные – зато барышня интересная. Ее многие заметили, а Николай Гумилев, признанный поэт, увлекся. Их роман был прекрасен: яркие стихи, письма, полные любви. Он и стал ее первым мужчиной. Правда, почему-то для встреч влюбленный Гумилев выбрал бордель на Гороховой. Да и роман продлился не долго, а впоследствии Лариса узнала, что была не единственной. Это разбило ей сердце, и, хотя до конца жизни она носила в себе любовь, воспоминание об этой первой мужской обиде вызывало ярость. Какой из этого стоит извлечь урок? Я не знаю. Может быть, не пишите дурных стихов?
Революционные волнения не напугали Рейснер. Напротив. Если Матильда Кшесинская, прихватив пожитки и Великого Князя, спешно бежала за границу, к мирной жизни, то Лариса оказалась в своей стихии. Революционная волна подхватила ее, увлекла, вынесла на самый гребень. Закончился век изломанных декадентских красоток, в моду пришли совсем другие женщины: в грубых кожанках, с наганами в руке, безжалостные, неумолимые, пламенные. Лариса стала первой среди таких. Из посредственной поэтессы она внезапно превратилась в один из символов революции. Запомните этот урок. Чувствуйте течение жизни, ее пульс, меняйтесь, как того требует время, стремитесь быть впереди, и тогда, если повезет, вы можете оказаться первыми.
Желание нашей героини оказаться в самой гуще событий в полной мере осуществилось на фронтах гражданской войны, куда она попала с Волжской флотилией. Все ужасы этой бойни она хлебнула сполна. Вши, лихорадка, свистящие над головой пули, плен – любая другая в такой ситуации растеряла бы весь энтузиазм. Но Лариса — из другого теста. Отчаянная смелость, бесшабашность, даже «безбашенность» – иногда складывается ощущение, что она словно блестяще играла роль «валькирии революции», крепко поверив в свою неуязвимость, в свою вседозволенность, она не боялась смерти. Иногда можно не быть, а казаться. Главное – не выходите из роли!
Л. M. Рейснер с А. И. Брадуловым, первым секретарем кустового парткома в Горловке. 31 августа 1924 г.
фото: e-reading.club
Многие поступки Рейснер просто невозможно принять с этической точки зрения. Никакие «законы военного времени», никакая вынужденная жестокость не могут оправдать человека, разъезжающего в роскошных нарядах и экипажах, устраивающего шикарные приемы в разоренном городе, где люди умирают от голода прямо на улице. Не испытываешь к ней особенной приязни, читая о «приключениях» Ларисы на фронте, когда она, занимая очередное, покинутое хозяевами имение, присваивала себе их наряды и украшения; так заняла она покои императрицы на присвоенной царской яхте, щеголяла роскошными украшениями из сокровищниц Эрмитажа. При любом режиме подлостью будет организовать прием, пригласить людей, кормить-поить-развлекать для того, чтобы облегчить своим друзьям-революционерам их арест. Вот такой сомнительный урок от Ларисы Рейснер. Нужно быть эгоистом, наслаждаться жизнью, не думая о других, за счет других. Ведь жизнь может оказаться такой короткой (обратите внимание, автор статьи вовсе не согласен с этим уроком, но автор статьи и не роковая женщина).
Выбирая мужчин, меньше всего руководствовалась она их привлекательностью. Власть, талант, харизма, возможности, что угодно, но не физическая красота, были достоинствами избранников Рейснер. Каждый из ее серьезных романов можно назвать ступенькой вперед. Даже обидевший ее любитель женщин Гумилев увековечил имя Ларисы, посвятив ей несколько чудных стихов.
Была какая-то краткая туманная интрижка с Феликсом Дзержинским, наверняка укрепившая ее позиции в революционных кругах. Брак с революционным героем, «замкомпоморде» (заместителем комиссара по морским делам) Федором Раскольниковым, дал ей возможность стать именно тем, кем она стала - «валькирией революции». Он, будучи командиром Волжско-Каспийской флотилии, назначил супругу начальником культурно-просветительского отдела и взял на фронт, где уж она в полной мере проявила себя. Заскучав с ним в благополучном тогда Кабуле, куда чету отправили в качестве послов, она сбежала обратно, в гущу событий, в Петроград.
Ее последняя любовь, Карл Радек, был удивительно некрасив, зато красноречив, обаятелен и серьезно отнесся к литературным потугам любимой. В том числе и благодаря ему, ее журналистские статьи и книги выходят более чем достойными и пользуются популярностью. Наверняка в те лихие годы были романы, о которых известно немногое, например, молва ей приписывала эпизодическую связь с небезызвестным шпионом и террористом Яковом Блюмкиным. Мораль? Какая мораль!? Вот и очередной урок, который вроде всем известен, но многими забывается. Красота в мужчинах — не главное!
фото: e-reading.club
Знаете, что больше всего меня поражает в истории Ларисы Рейснер? То, что вся ее столь насыщенная биография была одновременно и такой короткой. Сравните почти сто лет Матильды Кшесинской против тридцати Рейснер. Не верится, но эта уникальная женщина умерла от брюшного тифа, выпив сырого молока. Для многих ее смерть стала настоящим шоком, даже недруги были удивлены, слишком много в ней было жизни, слишком много вызова, чтобы вот так, не от пули. И такая молодая…
Сейчас, зная историю нашей многострадальной родины, многие говорят – ей повезло, что умерла так рано. Судьба тех, кто поддерживал связь с Троцким, была страшной. Вряд ли бы и ее минула чаша сия, хотя кто знает, да и гадать бессмысленно. Среди тех, кто искренне оплакивал смерть Ларисы, был Борис Пастернак. Он относился к ней с большой нежностью, некоторые даже усматривают в этом платоническую влюбленность. Хотя это доподлинно неизвестно. Спустя годы, он назвал свою Ларису, героиню великого «Доктора Живаго», в честь Рейснер. Живите яркой, полноценной жизнью, ничего не откладывая назавтра, потому что завтра может и не наступить.
Помогут ли «советы» двух этих выдающихся женщин в наших нескромных планах? Сложно сказать, слишком маленькая получилась репрезентативная группа. Но до 14 февраля, когда нам надо быть во всеоружии, совсем мало времени, так что начнем с этих самых общих советов. А вот к 8 марта будьте уверены – блистательных примеров будет больше.