Сергей Владимирович, созданные вами компании "Балтийский Берег" и "Русский лосось" инициировали собственное банкротство. Каковы с вашей точки зрения причины критического финансового состояния предприятий?
- По моему мнению, основная причина проблем - это целый ряд неправильных решений акционеров и менеджеров. В свое время кредиты привлекались не просто для экстенсивного обеспечения роста выручки компании, а для старта новых программ и направлений бизнеса, которые должны были обеспечить должный финансовый результат. Однако вместо развития коллеги сделали упор на старых продуктах. При этом выручка вроде росла, но это было обусловлено скорее продуктовой инфляцией. А вот рост затрат, на который никто не обращал внимания, съел всю дополнительную прибыль. Но долги-то остались, более того стоимость их существенно выросла, ввиду роста курса иностранных валют, в которых брались кредиты. В такой ситуации любой дополнительный негативный фактор мог существенно осложнить бизнес. А в кризис их случилось сразу много! И с ними не справились. Видимо, понимания своего бизнеса, профессионализма, да и просто желания продолжать работать у коллег оказалось недостаточно...
Кроме того, было и продолжается финансирование ряда убыточных проектов, не являющихся профильными для компаний. По решению основного акционера заработанная прибыль "Балтийского берега" направлялась на финансирование посторонних, не связанных с деятельностью компании проектов, таких как строительство газонапорных станций в Туркмении, покупка недвижимости, разработка нерудных ископаемых и многих других. А так как источником финансов в группе компаний всегда был "Балтийский Берег", то и все бремя затрат на эти эксперименты ложилось на компанию. Я был против таких "инвестиций" и высказывал свою позицию [мажоритарному акционеру Михаилу] Боброву на протяжении нескольких лет, но взаимопонимания мы так и не нашли. Именно по этой причине в конце 2013 года я был вынужден покинуть пост генерального директора и в дальнейшем продать свои акции.
На момент вашего ухода с поста генерального директора было ли финансовое положение компании устойчивым?
- В период моего руководства компания ежегодно наращивала прибыль и величину чистых активов, что подтверждается официальными ежегодными отчетами компании. Для развития компании мы привлекали кредиты и вводили новые производственные мощности и в Санкт-Петербурге, и в Мурманской области. Была построена крупнейшая в России ферма по выращиванию атлантического лосося, созданы современные цеха рыбопереработки. Выручки компании было достаточно и для финансирования текущих расходов, и для покрытия обязательств по кредитам.
Компания "Балтийский берег" требует с вас возмещения убытков в сумме 600 млн рублей. Каковы основания для таких претензий?
- В 2012 году мы обнаружили, что часть средств компании выводится на счета подставных фирм, и я обратился в прокуратуру.
Совместно с сотрудниками правоохранительных органов мы выявили преступную группу, которая похитила 330 млн рублей. Преступная схема выглядела так: коммерческий директор по моему поручению составлял реестр платежей, который передавался на оплату в бухгалтерию, главный бухгалтер проводил не только платежи из реестра, но и несколько дополнительных в своих преступных интересах. В бухгалтерской программе изменялись данные проведенных платежей, чтобы они соответствовали реестру, а потом, задним числом, корректировалось сальдо, чтобы сходился баланс.
Бывшие сотрудники компании - главный бухгалтер компании Марина Рыжкова и ее соучастница были осуждены Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга по части 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество". Рыжкова получила 5 лет условно, Ротенберг - 4 года условно.
Судом установлено, что преступники совершили указанные действия, введя в заблуждение руководство компании.
В настоящее время "Балтийский берег" предъявил многомиллионный иск к указанным гражданам о компенсации ущерба, дело рассматривается Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга. Их имущество арестовано.
Казалось бы - справедливость восторжествовала, преступники получили по заслугам. Но дальше события начали развиваться нестандартным образом.
"Балтийский берег" подал в Арбитражный суд Санкт-Петербурга иск о взыскании с меня, как с бывшего руководителя, 613 млн рублей убытков, причиненных компании действиями Рыжковой и Ротенберг. По мнению истца, я "не проявил необходимой степени осмотрительности, поскольку не осуществлял должного контроля за работниками бухгалтерии". Хотя, напомню, я сам же обратился в правоохранительные органы. По такой логике, к ответственности может быть привлечен руководитель любой компании, в которой работал преступник, поскольку руководитель за ним "не доглядел".
Но еще интереснее обстоятельства подачи иска. После моего ухода с должности руководителя я продал принадлежащую мне долю компании. Сделка была оформлена с использованием аккредитива, денежные средства я получил на свой личный счет. Как только сделка была закрыта, "Балтийский берег" подал иск и получил судебное решение об аресте денежных средств на моем счете. Причем арест оказался наложен дважды, сначала Выборгским районным судом, а затем повторно - Тринадцатым арбитражным апелляционным судом. Эта операция готовилась заранее, даже пошлина за подачу иска была оплачена задолго до закрытия сделки.
В настоящее время идет судебное разбирательство, надеюсь суды дадут объективную оценку подобного рода иску.
Какие планы? Возраст вроде не пенсионный.
- В настоящее время я со своими соратниками, в недавнем прошлом ведущими специалистами "Балтийского Берега", консультируем крупную рыбоперерабатывающую компанию, работаем над новыми технологиями и проектами. Мечтаем создать "идеальную" фабрику.
Есть ли перспективы у рыбного бизнеса?
- Производство продукции из рыбы до сих пор не систематизировано, как, например, другие направления пищевой отрасли, здесь до сих пор нет производителей ни европейского, ни российского масштаба. Все сколько-нибудь заметные игроки располагаются на производственных площадях, построенных в 1970-е годы или на реконструированных непрофильных площадках. Крупных, серьезных инвесторов здесь нет. Но, если еще 15 лет назад не во что было вкладывать, рынок только формировался, формировалась востребованная линейка продуктов, не было квалифицированных, знающих современные технологии специалистов, то сейчас все предпосылки для инвестирования в отрасль сложились. Статистика показывает, что сегодня рыбный рынок один из самых быстрорастущих и перспективных в пищевой отрасли. А введение контрсанкций и направление действий правительства на импортозамещение открывают дополнительные возможности.
Ваш прогноз на развитие ситуации вокруг "Балтийского берега".
- Основываясь на сообщения СМИ, совокупная долговая нагрузка компании превышает 6 млрд рублей, при выручке по итогам первого полугодия 2015 года в 4,7 млрд и прибыли 78 млн. Спасти компанию "Балтийский берег" - задача более чем амбициозная. Чтобы ее решить, руководителям компании надо совершать подвиг.