В этот перечень могут попасть следующие продукты: молоко, хлеб, картофель, яйца. При этом, отметили чиновники, бизнесменам планируется разрешить повышать цены на другие товары — не социально значимые. Таким образом, обеденный стол петербуржца может оскудеть, а советское выражение "охватить едока" - накормить посетителя ограниченным количеством продуктов - вновь воскреснет.
По данным Петростата, за первые два месяца 2014 года цены на продукты выросли в Петербурге на 3,2%. Подорожали картофель (на 11,2%), яблоки (на 2,3%), хлеб (на 2,4%), сметана (на 2%), сливочное масло (на 1,3%).
Роста цен на импортную продукцию ожидают и в российской компании-ритейлере X5 Retail Group, которая владеет торговыми сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и "Копейка". По прогнозу финансового директора компании Сергея Пивеня, первыми могут подорожать кофе, какао, чай и мясо.
Кроме того, рост цен неизбежно ожидает и импортные товары — обувь, алкоголь и прочее. Примечательно, что крупные компании в Петербурге, которые опросил "Санкт-Петербург.ру", пообещали, что будут стоять до последнего и постараются защитить от разорения кошельки своих клиентов.
Многие эксперты прогнозируют подорожание популярного ингредиента в рационе петербужца — мясо. Рост цен на эту продукцию связан, по их мнению, с падением рубля по отношению к доллару, а так же из-за того, что корма, генетический материал и оборудование почти полностью закупаются за рубежом. Однако в крупнейшем предприятии в Петербурге "Великолукском мясокомбинате" заверили корреспондента "Санкт-Петербург.ру", что ждать роста цен на их продукцию не стоит.
"У нас цены остаются на прежнем уровне и не повышаются. В нашей цепочке "производство-реализация" отсутствуют посредники. Более того, наличие собственной сырьевой базы дает нам возможность реализовывать продукцию по ценам, ниже чем и других производителей, а также поддерживать высокое качество", - отметили в пресс-службе мясоперерабатывающего предприятия. Кроме того, у компании есть собственные поля и завод с элеватором для производства комбикорма, добавили там. Однако оборудование — импортное, а поэтому для его обслуживания предприятие так или иначе будет иметь дело с иностранной валютой. Это может спровоцировать повышение себестоимости мяса.
В розничной сети IKEA, у которой чуть больше 40 процентов продукции импортируется, также были убедительны: у них ценники останутся на прежнем уровне в течение года — до даты указанной на обложке каталога товаров.
"Девальвация рубля сказалась на нашем операционном бизнесе. Тем не менее, мы готовы потерять немного в марже, но не снизим объемов", - сказал директор розничной сети IKEA в России Вальтер Каднар.
Кибермаркет "Юлмарт" запомнился в финансовый кризис 2008 года своей провокационной акцией "Вау, гречка! или Ударим крупой и консервами по мировому финансовому кризису!". Фирма на некоторое время занялась непрофильным для себя бизнесом и ввела в свой ассортимент продовольственные товары: гречу, тушенку, сухарики, вина. Однако подобное вряд ли случится в ближайшее время. В компании говорят, что нынешняя экономическая ситуация быстро стабилизируется.
"Мы, прогнозируя колебания, использовали гибкость регулирования наших товарных остатков и заранее создали запас продукции, чувствительной к росту курса доллара. Поэтому их стоимость в "Юлмарте" осталась прежней. Ряд вендоров планирует поднять цены в начале следующего месяца, и уже сейчас мы наращиваем запасы по таким производителям, - говорит директор по коммуникациям компании "Юлмарт" Брайан Кин. - Мы ожидаем, что в будущем экономическая ситуация стабилизируется и в данный момент не закупаем товары по завышенному курсу".
Следует отметить, что нынешнее ослабление рубля может дать позитивный эффект для российских производителей. Такой тезис отстаивают некоторые эксперты. Спрос на продукцию отечественного производителя, который не завязан на "лихорадке" рубля, может вырасти. Ведь почти половина объема розничного товарооборота в России приходится на импорт.
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"