"В прошлом году сработал эффект отложенного спроса, покупателям надоело слово "кризис" и, вопреки всем пессимистичным прогнозам, россияне охотно покупали автомобили", - говорит Петр Тиньгаев, глава компании "БалтАвтоТрейд", официального дилера BMW и Volkswagen в Санкт-Петербурге.
Так, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за весь 2010 год в России было реализовано 1 910 573 машины, что на 30% превысило показатель 2009 года.
"Самым успешным для отечественного автомобильного рынка пока что остается 2008 год. Тогда практически любой работающий гражданин мог без труда взять автокредит и купить любую машину. Так что неслучайно, что в 2008 году в России было продано более 3-х миллионов новых автомобилей. Поэтому очевидно, что оценивая итоги ушедшего 2010 года, нужно делать определенную коррекцию: эти результаты надо сравнивать не с провальным 2009, а успешным 2008 годом", - отмечает Петр Тиньгаев.
По мнению главы "БалтАвтоТрейд", позитивные результаты российской экономики позволяют прогнозировать стабильность покупательской активности и в 2011 году. Однако время покажет, насколько этот спрос будет самостоятельным и устойчивым или же 30%-й рост по итогам 2010 года был лишь "эхом" отложенного спроса 2008 года.
"Не стоит ждать в этом году повышения объема продаж за счет продолжения программы утилизации автомобилей. Да, безусловно, утилизация спасает отечественный автопром и занятых в нем людей от безработицы: 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских производителей. Но реального оживления рынка от этой программы все же не происходит. Так что те автомобильные бренды и дилеры, что остались за рамками программы утилизации, на самом деле ничего не потеряли", - отмечает Тиньгаев.
В то же время эксперт не исключил, что в 2011 году на ряд моделей продолжится рост цен.
"Это объективный процесс. Во-первых, на рублевые цены влияет инфляция, а во-вторых, импортеры хотят, наконец, отыграть потери, полученные в разгар кризиса, в том числе, за счет увеличения маржи на реализуемые автомобили", - говорит глава "БалтАвтоТрейд" — Однако большого повышения цен все же не будет. Скорее, наоборот, к середине года рост продаж прекратится и автодилерам придется искать для покупателей дополнительную мотивацию".
Среди фаворитов 2011 года, по мнению эксперта, - VW Polo Sedan. "Этот автомобиль привлекателен для российского покупателя соотношением "цена-качество" и, конечно же, высокой притягательностью немецкого бренда, который ассоциируется у россиян с надежностью и качеством", - отмечает он.
Любопытны требования и ожидания, которые российский автолюбитель предъявляет при покупке новой машины. По наблюдению маркетологов компании "БалтАвтоТрейд", отечественный покупатель похож в своих предпочтениях на американского: автомобиль должен быть большой и комфортный, обязательно с большим багажником, хромированными деталями, и желательно в богатой комплектации.
Технологические изюминки интересуют достаточно небольшой процент покупателей. На выбор покупателя влияет и экономичность автомобиля: многие желают, чтобы их автомобиль потреблял как можно меньше бензина и был недорог в обслуживании.