Мини-НПЗ. Начало
Нефть, как и газ, является национальным достоянием России. Роль нефтяной отрасли в экономике трудно переоценить: благосостояние как государства, так и отдельных регионов и городов значительно зависит от черного золота.
Согласно исследованию РБК о самых богатых и бедных городах России, лидерами в списке богатейших оказались так называемые города-нефтяники, в том числе из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансовая обеспеченность среднестатистического жителя конкретного города определялась по показателю – средняя зарплата, поделенная на прожиточный минимум. В этих городах средней зарплаты хватает более чем на пять прожиточных минимумов.
Неожиданно, но Приморск Ленинградской области возглавил список богатейших. Здесь зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В 2013 году средняя зарплата в Приморске была выше, чем в Москве – 57 тыс. рублей. Авторы исследования объясняют лидерство тем, что город является конечным узлом Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.
Предприятия нефтяного сектора — это не только деньги, но и ответственность, в том числе экологическая. Периодически в информационном поле появляются новости о разливах нефтепродуктов или чрезмерных выбросах в атмосферу. Пожалуй, это самые важные в информационном плане поводы. В связи с этим компании, которые так или иначе связаны с нефтью и получаемыми из нее продуктами, уделяют значительное внимание экологической составляющей своего бизнеса. В дополнение за ними постоянно и пристально наблюдают природоохранные ведомства, экологические организации и общественники. Поэтому с точки зрения охраны окружающей среды можно быть более-менее спокойным.
Но что делать с темной стороной нефтяного бизнеса? Все больше внимания привлекают маленькие нелегальные нефтеперерабатывающие заводы (мини-НПЗ). Таких на территории Ленобласти насчитывается с десяток. В России насчитывается лишь около полусотни мини-НПЗ, которые работают легально и официально сотрудничают с нефтедобытчиками. Сырье для незаконных предприятий, как правило, получают из врезки в трубу. Продукты производятся самого низкого качества. Такие заводы наносят колоссальный вред не только легальному нефтяному бизнесу или потребителю и его технике, но и окружающей среде: здесь речь идет о выбросах в атмосферу и загрязнении почв. То есть ни о каких стандартах качества, как на официально действующих предприятиях, говорить не приходится.
«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ. В них мы расскажем о том, что собой представляет нефтеперерабатывающая промышленность, и, самое главное, рассмотрим работу мини-НПЗ со всевозможных точек зрения. Как выглядят, кто производит комплектующие, какую работу надзорные ведомства ведут по этой теме? Вспомним самые громкие криминальные истории, расскажем о качестве продукции, а точнее об его отсутствии. Расскажем об экологическом и экономическом уроне, который мини-НПЗ наносит государству и его населению. Начнем же мы с рассказа о том, что такое нефтеперерабатывающая промышленность.
Нефтепереработка
Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность - асфальты и битумы - давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти - керосин - стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания, нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим законам. В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения.
Нефтеперерабатывающая промышленность производит нефтепродукты - мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.
Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.
По мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.
В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива.
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и других.
Типы НПЗ
Сегодня нельзя четко определить границы между профилями НПЗ. Эти рубежи стираются, предприятия становятся более универсальными. Несмотря на это в российской нефтеперерабатывающей промышленности выделяют три профиля нефтеперерабатывающих заводов, в зависимости от схемы переработки нефти.
На НПЗ топливного профиля основной продукцией являются различные виды топлива и углеродных материалов: моторное топливо, мазуты, горючие газы, битумы, нефтяной кокс и так далее.
На НПЗ топливно-масляного профиля также производятся смазочные материалы: нефтяные масла, смазки, твердые парафины. На НПЗ топливно-нефтехимического - нефтехимическая продукция: полимеры, реагенты.
Переработка нефти
Есть несколько обязательных этапов переработки нефти. Все начинается с подготовки сырья.
Сначала из нефти выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки. Только затем она поступает на первичную перегонку.
Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350°C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком перегонки нефти является мазут. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится ее вторичная переработка для получения большего объема автомобильного топлива.
Вторичная переработка нефти (крекинг) проводится путем термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других.
Далее следует очень важный процесс — гидроочистка. Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от серы, азота, смолы и кислорода.
Заключительный этап - формирование готовой продукции. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава.
Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением, водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира, включая США и европейские страны.