USD 23.11.2024 102.5761 +1.8963
USD ММВБ 18:03 100.6798  
EUR 23.11.2024 107.4252 +1.3490
EUR ММВБ 18:03 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Беседы о сельском хозяйстве в формате Organic


© Фото: Ольга Головина

    следующая

    Идея правильного питания прочно вошла в обиход современного горожанина. Поэтому экологически чистая продукция постепенно становится трендом. Однако многих смущает стоимость настоящих деревенских яиц или молока – зачастую она в несколько раз превышает среднерыночную. Как показывает практика, снижения цен в этой отрасли ждать не приходится. Фермерские хозяйства, производящие органическую продукцию, являются самым низкосубсидируемым сегментом на госуровне, сетевой ритейл, кроме элитных магазинов, особого интереса к фермерам не проявляет, а вырастить животное или овощ в рамках эко-стандарта оказывается трудновыполнимой задачей. Что мешает работе экологических ферм 47-го региона, выяснял корреспондент «Санкт-Петербург.ру».

    В 250 километрах от Санкт-Петербурга, в Лодейнопольском районе Ленобласти расположился небольшой поселок Алеховщина. Здесь, закрытое от Ладожских ветров Тихвинской грядой Валдайской возвышенности, расположилось небольшое фермерское хозяйство, известное производством экологически чистых продуктов.

    Ферма Алеховщина существует с 2012 года. Вернее, до 1992 года это был большой совхоз, который по известным причинам того периода пришел в упадок. В 2007 году предприятие выкупил крупный агропромышленный холдинг, и только в 2011 году полумертвое предприятие перешло новым владельцам, которые посчитали производство эко-продукции наиболее интересным видом бизнеса.

    Идею возродить колхоз вынашивали почти 20 лет, рассказал «Санкт-Петербург.ру» замдиректора фермы Сергей Александрович Алексеев, который когда-то вместе со своим сыном, нынешним гендиректором предприятия, Сергеем Сергеевичем работал еще в старом совхозе. Только три года назад им удалось возродить хозяйство не без помощи областного комитета по агропромышленному комплексу, который снабдил хозяйство необходимой техникой и оказал пусть небольшую, но финансовую поддержку. По словам гендиректора фермы, на работу предприятия за эти годы было потрачено более 30 млн рублей. Причем каждая «мелочь», по выражению Сергея Алексеева, вроде ремонта или новой запчасти для трактора или косилки обходится примерно в 800 тысяч рублей.

     

    Экоферма и ее обитатели

     

    На ферме работают 40 сотрудников: технологи, сторожа, водители, подсобные рабочие. Руководители предприятия рассказали, что найти работников здесь непростая задача, поскольку работа в сельском хозяйстве попросту непрестижна. Однако все работники – это проверенные временем специалисты отрасли, которые трудятся здесь еще со времен старого совхоза.

    В Алеховщине журналистов первым делом встретили породистые, не побоюсь этого слова, козлы, а также несколько баранов, петухи и разномастные пеструшки.

    Кстати, понаблюдать журналистам удалось только за гуляющими курами и петухами. В курятник нас не пустили. Дело в том, что подобное вторжение для несушек равноценно проникновению воров в квартиру. В итоге, пернатые получают серьезный стресс, после которого не могут нести яйца несколько дней. Та же ситуация и с кроликами – нежные создания гибнут от любой инфекции, которую люди приносят на одежде или обуви.

    А вот симпатичные белые козы, напротив, были очень рады визиту журналистов и с любопытством пытались нас обнюхать, пожевать и, может быть, урвать что-то вкусное. Все «дамы» помечены желтыми бирками. Интересно, что голландские козы получили имена, начинающиеся с буквы «А», - Ася, Амели, Аня, а немецкие – на букву «М»: Марта, Матильда и др.

    По словам Сергея Александровича, на ферме живут 36 голландских и немецких коз, 700 несушек, 300-400 голов цыплят-бройлеров и 100 кроликов с крольчатами. Конечно, по меркам классических сельских хозяйств это очень малые цифры, однако главным преимуществом местного хозяйства является штучная продукция по стандарту Organic.

    Как ни парадоксально, депрессивность региона позволила фермерам создавать абсолютно экологичный продукт, поскольку здесь полностью отсутствуют промышленные предприятия. С климатом повезло меньше, поскольку зимы здесь суровы, а ночи холодны – особенность рельефа местности и континентального климата.

    Продукты для стола любителей вкусной и здоровой пищи, которые производят на ферме, – это яйцо, птица, козье молоко и разные виды сыров. Кстати, в производстве последних здешние технологи преуспели на славу: тут можно найти настоящую козью рикотту, шевр, кочетту – против них, корреспондент «Санкт-Петербург.ру» устоять уж точно не мог.

    Кроме того, здесь выращивают свежие овощи (кабачки, тыква, картофель) и заготавливают качественное сено. Уж чего-чего, но травы на ферме действительно предостаточно.

     

    Борьба за выживание

     

    Сергей Александрович посетовал, что местную продукцию из-за конъюнктуры рынка реализовывать в больших масштабах крайне проблематично. Поэтому фермеры все время ищут варианты возможных востребованных ниш бизнеса.

    «Наша картошка не очень красивая, поэтому торговые сети ее не берут. Нам тоже невыгодно работать с перекупщиками – они закупают по минимальной цене, а реализовывают со 100% наценкой. Кто, например, станет брать картофель по 100 рублей, да еще и с червячком? Червяк-проволочник любит картофель, не обработанный инсектицидами, а вот потребители от него не в восторге, хоть он и является гарантом отличного вкуса. В итоге большая часть продуктов возвращается обратно».

    Местную продукцию может себе позволить далеко не каждый кошелек – ее себестоимость и так выходит за рамки ценовой политики ритейлерских сетей. То же яйцо и сыры стоят как минимум в два раза дороже магазинных. Как уже говорилось выше, занижение закупочной цены и 100% «накрутка» играют далеко не в пользу предприятия. «Сегодня основную часть дохода у нас составляет продажа сена местным хозяйствам, у которых нет персонала и спецтехники, - сообщил Сергей Александрович. - Иногда у нас отдыхают туристы, но из-за удаленности их очень немного».

    Конечно, рынок сбыта является основной проблемой эко-хозяйства Алеховщина. По совокупности факторов - трудные климатические условия, содержание и питание животных, персонал, техника, соответствие эко-стандартам и малый срок хранения продукции - предприятие по большей части работает себе в убыток.

    Как отмечают фермеры, мини-хозяйства, подобные Алеховщине, – это самая низкосубсидируемая отрасль на уровне государства, поэтому говорить об импортозамещении в этой сфере не приходится. «Да, классическим сельским хозяйствам кризис помог, а для нас стал проблемой», -  комментирует Сергей Александрович. Фермер отметил, что снижать цену до уровня рыночной - экономически нецелесообразно.

    Сергей Александрович считает, что ощутимые трудности маленьким фермерским хозяйствам создают монополисты и госкомпании. «Например, в 1991 году я продавал литр молока за 35 копеек, солярку покупал за 8 копеек, электроэнергию - за 2 копейки. Сегодня молоко можно продать максимум за 20 рублей, солярка стоит 34 рубля, электроэнергия - 5 рублей за киловатт. Я считаю, что необходимо на законодательном уровне обязать монополистов отпускать сельхозпроизводителям электричество, например, по 50 копеек, - рассуждает фермер. - Помимо того, нужно установить кредиты для сельского хозяйства под 1% без возмещения процентной ставки, тогда и работа станет более престижной, и отрасль возродится».

    Сейчас основные потребители эко-продуктов находят Алеховщину через интернет. Причем они пользуется популярностью не только у петербуржцев, но и москвичей. «По нашим меркам через этот ресурс уходит много продукции», - рассказывает Сергей Александрович.

    В России как такового понятия эко-продукции нет. Поэтому ферма работает по европейским стандартам сертификации. Сейчас Алеховщину курирует немецкая компания ABCERT. Педантичные немцы регулярно проверяют ферму вплоть до бухгалтерской отчетности. Правда, соответствовать «абсолютному» эко-стандарту удается не во всем. Сейчас это картофель сено, яйцо и частично молочная продукция. Птица же под критерии Европы не попадает. «Дело в том, что самих животных здесь очень мало. Те же куры – существа очень нежные и не могут в уязвимом «подростковом» возрасте питаться местным зерном. В нем, в отличие от промышленных кормов, есть плесень, от которой половина поголовья сразу гибнет. Поэтому в первые три недели они едят  с антибиотиками, а уже в остальную часть жизни едят наши зерна», - пояснил фермер. Основное меню местных животных – это овощи, крапива и «коктейль» из разнообразных злаков. Поэтому вкус продуктов – поверьте на слово – оправдывает высокую цену.

     

    Вместо послесловия

     

    Как мы смогли убедиться, развитие эко-хозяйств в 47-м регионе – дело кропотливое и малоприбыльное, даже в свете популярной политики импортозамещения. По сути, спасает не столько господдержка, сколь увлеченные своим делом люди.

    Директор Национального фонда экологической безопасности Татьяна Марушкина и председатель экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук, по совместительству - организаторы  экскурсии по экоферме, уверены, что для выживания подобных хозяйств в регионе необходимо делать упор на туристическую составляющую как дополнительный источник дохода и на развитие волонтерского движения. В частности, в рамках международного обмена, который хорошо себя зарекомендовал на эко-хозяйствах. Однако реальным спасением, по словам организаторов, может стать только заинтересованность властей и постановка мини-предприятий на один уровень с крупными сельскими хозяйствами.

    После объезда областных ферм, подобных Алеховщине, Шевчук и Марушкина вошли в состав рабочей группы по разработке законопроекта, направленного на поддержку экологических предприятий сельского хозяйства. Остается надеяться, что представители власти, кроме готовности помогать на словах, поддержат мелких сельхозпроизводителей рублем и делом. 

    Все новости рубрики

      следующая
      следующая
      Все новости
      Экология

      Лучшее в Петербурге

      В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

      Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

      Как это сделано

      написать письмо

      Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

      Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

      Проверено на себе

      Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

      В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

      Гид по Петербургу

      Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

      Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

      Пресс-релизы