По вашим наблюдениям, какие жалобы чаще всего поступают от горожан и как получается решить проблемы совместно с госструктурами?
- На сегодня самые актуальные проблемы для горожан лежат в сфере ЖКХ и качестве городской среды в целом. Как раз цель экологических приемов – это заявить о проблеме, но не просто высказать критику, но и внести предложение по тому или иному вопросу. Причем, по опыту нашей организации скажу, что у петербуржцев очень высокий уровень экологической сознательности – они не только обращаются с проблемой, но и зачастую предлагают пути решения. В свою очередь, конструктивность предложений оценивают специалисты – представители профильных комитетов, администрация, другие уполномоченные органы. Мы лишь создаем возможность диалога общества и власти и часто предлагаем обратившимся тоже поучаствовать в решении.
И многие соглашаются?
- Да, создается совсем иной эмоциональный фон и другое самоощущение. У петербуржцев очень много созидательной активности и важно, чтобы для этой активности нашелся выход в созидательное русло. Посудите сами, ведь можно просто выйти на митинг и «слить» негатив, ничего не делая непосредственно с проблемой, а можно поучаствовать в совместной уборке вместе с молодежью – разница с точки способов решения очевидна.
Многие проблемы городской среды мы стараемся устранить силами волонтеров – уборка, посадка деревьев, покраска. Если, к примеру, поступает жалоба на свалку, то организовывается выезд на место с фотофиксацией. Далее по результатам направляется обращение в компетентные структуры, если проблема действительно существует. Этот механизм применяется потому, что многие жалобы поступают и на почве личной неприязни, например, к соседу.
Бывают случаи, когда активности волонтеров и граждан не хватает и нужно привлекать средства и силы государства? Ведь свалка свалке рознь: может быть 2 на 2 метра, а бывает – на многие гектары земли. Что тогда делать?
- Действительно, большинство проблем невозможно решить силами волонтеров. Например, рекультивация земель, создание общественных пространств. Мы можем только выдвинуть предложение, а далее многое решается действиями властей. Например, недавнее обращение по поводу стоянки грузовых машин в Красногвардейском районе – администрация утверждает, что она нелегальна, следовательно, к устранению подключатся комитеты и контролирующие органы. Наша задача - обозначить существование проблемы. Опять же, можно было устроить пикет с лозунгом «Стоянка, уходи!» - но результатов от подобного мероприятия не будет точно. Важны конструктивные действия по существу.
Как вы оцениваете ответственность бизнеса за состояние окружающее среды? Насколько ваши коллеги наблюдают активность и заинтересованность со стороны коммерческих структур?
- Сейчас экономическая ситуация находится в стагнации. Потому многие компании не ставят экологию на первый план. Однако крупные компании, у которых бюджет рассчитан на годы вперед, реализуют довольно серьезные программы по охране окружающей среды и использованию наилучших доступных технологий.
Крупные производственные компании, безусловно, компенсируют ущерб для экологии. Например, у той же «Кока-Кола» есть так называемее «зеленые отряды», у «Лукойла» - целые программы с экологическими акциями, у компании «Данон» разработаны внушительные внутрикорпоративные программы, направленные на экосознательность сотрудников. Крупные холдинги тратят примерно от 1 до 3% своего бюджета на охрану окружающей среды.
Однако более мелкие компании, пожалуй, даже не в десятую очередь проявляют заботу об окружающей среде. Как раз многие из таких предприятий создают проблему несанкционированных свалок, поскольку не заключают договоров с полигонами, а выбирают услуги более дешевой транспортной компании, которая вывозит мусор в ближайший лес, например. Сейчас на эту проблему влиять довольно сложно, хотя, если уж мы говорим о социальной ответственности, то малому и среднему бизнесу пора поворачиваться лицом к экологии, возможно, заручившись поддержкой города.
Кстати, недавно Георгий Полтавченко подписал закон об увеличении штрафов за незаконные свалки до 1 млн рублей. Насколько эффективны подобные меры?
- Здесь опять же стоит вопрос сознательности горожан. Например, в Сингапуре, если кто-то выкинул жевательную резинку, его оштрафуют на 1000 сингапурских долларов. О нарушении может сообщить и сосед. Причем это будет восприниматься адекватно, поскольку там это считается преступлением.
В сознании наших граждан мусорить и таким образом губить природу не воспринимается как преступление. Хотя это вполне можно приравнять к краже или к медленному убийству чистой окружающей среды, на которую имеет право каждый гражданин по Конституции.
Но зачастую мало кто знает, куда с это проблемой можно обратиться. Мало кто знает, что такое экопреступление. Вспомним, когда открылась линия борьбы с коррупцией, многим стало понятно, что взятка – это двухстороннее экономическое преступление, по поводу которого нужно обратиться в конкретное ведомство по конкретному телефону или адресу.
Если несанкционированная свалка будет восприниматься как не менее серьезное правонарушение, то сознательности и обращений станет больше. Штрафы тоже необходимо популяризировать и донести до сознания. Только тогда система заработает.
Стала модной тема раздельного сбора мусора и установка экобоксов для опасных бытовых отходов. Однако по этому поводу среди горожан присутствует доля скепсиса. Ведь тот же "Красный бор" закрыт, а системы раздельного сбора для вторпереработки в городе нет. Каково ваше мнение по этому поводу?
Что касается опасных отходов, то сейчас они идут на утилизацию в другие регионы.
По раздельному сбору в Петербурге есть компании, которые занимаются организацией транспортировки и переработки отходов, собранных по категориям. Сейчас вопрос стоит в том, чтобы создать правильную систему раздельного сбора хотя бы на уровне региона. Необходима отдельная отрасль, включающая правильную транспортировку и утилизацию. Возможностей для экологичной утилизации в Санкт-Петербурге нет, поскольку нет заводов, работающих по западному принципу. Если мы будем организовывать раздельный сбор везде, где ни попадя, то смысла в нем действительно нет.
Принцип раздельного сбора проповедует принцип получения вторсырья. И здесь мы говорим уже о бизнесе, который в нем заинтересован. Недавно СПбГУ, организовав переработку мусора, заработал 1,5 млн рублей. Они переговорили с бизнесом, организовали сбор и сдали сырье в переработку. И сейчас есть ряд организаций, которые в определенных местах и в определенные дни принимают отсортированный мусор.
Поэтому раздельный сбор работает только тогда, когда понятна конечная точка приема. Кстати, его можно организовать и в пределах одной квартиры или целого дома, создать мини-отрасль и даже немного зарабатывать, определив конечного потребителя – конкретное предприятие, заинтересованное во вторсырье. Система раздельного сбора у нас может считаться работающей только под определенные акции и организации.
Можете ли дать прогнозы по развитию экосознания наших граждан?
Важно понимать, если мы говорим о сознательности, воспитание идет из семьи, а не от органов власти. Если жителям дать возможность самовыражения в нужном русле, то и качество жизни станет высоким. Но произойдет это не за пару лет, а за 5-10 или более. Сложно воспитывать и менять сознание взрослых людей и даже тех, которым уже 10 или 15 лет. Основная категория горожан, на которых стоит возлагать надежды – это сегодняшние дошкольники и младшие школьники. Поэтому мы проводим молодежные мероприятия и семейные акции. Например, будем устраивать акцию «Дневник первоклассника».
Раньше, например, не было модно вести спортивный образ жизни, потом это стало модно, теперь - естественно. То же должно произойти и с экосознанием. Пока это, увы, не модно. Важно вывести экосознание в тренд. Это кропотливая работа, результаты которой могут быть достигнуты только в системном подходе. Чтобы те же общественные экоприемные с участием властей стали нормой.