USD 22.11.2024 100.6798 +0.4606
USD ММВБ 10:15 100.6798  
EUR 22.11.2024 106.0762 +0.2672
EUR ММВБ 10:15 106.0762  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

Путями Довлатова: псковские дали, нерушимый дом и фестивальные встречи

Второй ежегодный фестиваль «Заповедник» в Пскове встретил гостей премьерами спектакля и фильма, уникальной экскурсионной программой по Пушкинским горам, «фуршетом на газетах» около дома Сергея Донатовича. Корреспондент «Санкт-Петербург.ру» отправился в Псков, чтобы вооружившись ручкой, фотоаппаратом и килькой, писать, снимать и закусывать.

В Пскове прошел второй ежегодный фестиваль «Заповедник», посвященный писателю Сергею Довлатову. Организаторы решили разнообразить программу настолько, чтобы в нее вместились сразу несколько видов искусств: спектакль, выставка, кинофильм, довлатовские чтения, перфоманс и многое другое.

Для псковичей фестиваль является не столько воспоминаниями о приезде Сергея Донатовича в Пушкинские горы и воспеванием его творчества, сколько городским культурным «бумом» в честь любимого автора. На три дня Псков погрузился в атмосферу настоящего праздника для души.

Несмотря на то, что история Довлатова больше связана с заповедником, торжественное открытие фестиваля прошло в центре города. На набережной реки Великой, у самых стен древнего Кремля, поздно вечером загорелась многометровая надпись «Россия начинается здесь».

В момент «зажигания» на специально установленную рядом сцену вышел российский пианист-виртуоз Денис Мацуев, который, к сожалению собравшихся на ветру зрителей, сыграл на привезенном из Петербурга белом рояле лишь один музыкальный фрагмент, длившийся не более трех минут. После чего собравшиеся направились делать селфи с новой достопримечательностью.

Как пояснил глава региона Андрей Турчак, слово «Россия» - это вывеска с фасада снесенной в Москве гостиницы, которая простояла в историческом районе Зарядье более 30 лет. Это место было псковской слободой, где жили ремесленники и зодчие, строившие белокаменную столицу. Теперь к «России» прибавились еще два значимых для псковичей слова.

«Словосочетание «Россия начинается здесь» по праву принадлежит Пскову. Потому что отсюда пошла русская земля: здесь родилась княгиня Ольга, здесь зарождалась российская государственность, именно здесь старец Филофей провозгласил доктрину «Москва - третий Рим». Эта символическое словосочетание навсегда закрепится на набережной реки Великой», - отметил губернатор.

К сожалению, буквы инсталляции оказались настолько большими, что ослепленным их светом посетителям после открытия пришлось отправиться на мост и на другой берег реки, чтобы хорошенько рассмотреть «задумку».

В первый день «Заповедника» в комплексе Покровской башни одновременно открылись три выставки - Александра Флоренского, Нины Аловерт и Александра Стройло. По словам директора театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрия Месхиева, можно считать, что открылись четыре выставки, так как сама Покровская башня также была отреставрирована к фестивалю - теперь она является новым выставочным пространством Пскова.

В самом здании башни расположилась лишь одна выставка - иллюстрации Александра Флоренского, одного из основателей арт-группы «Митьки», к первому изданию довлатовских рассказов в России, напечатанных в 1993 году издательством «Лимбус-пресс». В 2008 году «Рисунки к Довлатову» были изданы в виде альбома эстампов студией ручной печати Б&Ф. В данный момент оригиналы иллюстраций находятся в коллекции Кирилла Авелева (Петербург), который является партнером фестиваля.

На пряслах стены расположились работы фотографа Нины Аловерт и художника Александра Стройло. Нина Аловерт - театральный критик, мастер балетной фотографии, автор самых узнаваемых портретных образов Сергея Довлатова. Ее фотоиллюстрации сопровождают большинство сборников рассказов Довлатова, выходивших в издательстве «Азбука» в 1998-2010 годах.

С Сергеем Довлатовым Нина Аловерт познакомилась и подружилась уже в Нью-Йорке. По приглашению Довлатова работала журналистом и фотографом в редакции журнала «Новый американец». Именно благодаря Аловерт американский этап жизни писателя так полно визуально документирован. 

Александр Стройло представил специальный проект «Дружбисты П. Г.», при его подготовке использовались спилы старых ясеней – ровесников Довлатова. «Выпив самогона, Стройло увидел, как жгут костер спилами ясеня. Тогда он вспомнил текст Довлатова из «Заповедника» и дружбиста, поэтому пошел пилить ясень и из кружочков создал дружбистов», - пояснил идею выставки Дмитрий Месхиев.

Второй день фестиваля стал самым насыщенным и значимым – с раннего утра многие выехали в Пушкинские горы, где находится усадьба Михайловское, экскурсионные «тропы Довлатова», а также дом, где жил писатель во время работы в заповеднике.

В рамках фестиваля была придумана совершенно необычная экскурсия по привычным для любого жителя Пскова местам - ее назвали «развенчиванием мифов», - в рамках которой раскрыли многие тайны здешних экскурсоводов времен Сергея Донатовича, в том числе шла речь и о самом писателе.

Прогулку возглавил Вячеслав Козмин, нынешний директор заповедника, он еще будучи ребенком приехал в Пушкинские горы в 1977 году. Дорога прошла ровно по тем тропам, где «вначале своими маленькими ножками прошел Пушкин и куда потом вступили огромные боты Довлатова».

Он показал ту самую поляну под березами, где любили выпить экскурсоводы и посетители музея и которую описывает Довлатов в своем рассказе, а также рассказал о многих прототипах героев «Заповедника». Например, показал гостям фестиваля флакон духов «Болгарская роза», выпитый в 1986 году, во время «сухого закона», фотографом Валерой Карповым, выведенным Довлатовым в «Заповеднике» под фамилией Марков.

Флакон сохранил остатки своего неповторимого запаха, в чем все желающие смогли сразу же удостовериться. Кроме того, гости фестиваля смогли «охватить все и сразу»: довлатовские тропы как раз проходили мимо дома Пушкина, мимо домика няни Арины Родионовны, в чью честь здесь назван отель «Арина Р.», мимо того самого дуба, рядом с которым удалось повстречать даже ученого кота, такого же невозмутимого и мудрого, правда рыжего.

В итоге участники фестиваля прошли по Еловой аллее до Бугрово, где состоялась церемония награждения премии «Экскурсовод года». Такое звание получили Екатерина Владимировна Фёдорова (Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»), Елена Олеговна Левашова (музей-заповедник «Изборск»), Быстрова Светлана Валентиновна Быстрова (Псковский государственный музей-заповедник), и главный экскурсовод дома-музея Сергея Довлатова - Наталия Ивановна Рясинцева.

Церемония награждения перешла в литературные чтения с участием поэтов Владимира Алейникова и Юлия Гуголева. После гости переместились в Березино, к главному объекту этого дня – дому-музею Сергея Довлатова. Дом стал официальным музеем лишь в 2014 году, при этом в его облицовке и обстановке ничего не было изменено со времен жизни здесь писателя. Единственное, что пришлось сделать, – подпереть весь дом изнутри назаметным металлическим скелетом, иначе он мог бы попросту развалиться.

Скрипучие полы, дырки, куда могли пролезть собаки, выломанный «отдельный вход» для Довлатова, кровать, где они спали с женой Леной, карта над кроватью – все здесь, будто попал на книжные страницы. Известные российские артисты театра и кино прочли отрывок рассказа Сергея Донатовича прямо на его крыльце.

Все выездное действо в Пушкинских горах завершилось фуршетом «на газетах» - стол был застелен газетными разворотами, на которых расставили открытые консервные банки, помидорчики с огурчиками, грибочки в банках, а также множество других разносолов.

Позднее, вечером, в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, который недавно был полностью отреставрированным и теперь выглядит с иголочки, прошла премьера спектакля Бориса Бирмана «Человек, обреченный на счастье».

В постановку вошли истории из повестей и рассказов Сергея Довлатова «Хочу быть сильным», «Встретились - поговорили», «Когда-то мы жили в горах», «Компромисс», «Заповедник», «Марш одиноких», «Наши», «Чемодан» и других произведений. Действие спектакля переносит зрителей в Ленинград и Таллинн, Пушкинский заповедник и Нью-Йорк, в старый Тифлис и в горное село на Кавказе.

Из-за большого объема рассказов действие затянулось на целых четыре часа, в связи с чем часть зала ушла уже после половины спектакля. Более того, на некоторых местах в зале была невероятно плохая слышимость, со всех сторон то и дело звучало: «А он что сказал? А та что ответила?»

Один из зрителей, местный житель и поклонник театра, объяснил корреспонденту «Санкт-Петербург.ру», что реставрацию театра, вероятно, проводили незнающие специфику помещения люди, так как всю оркестровую яму залили бетоном, в связи с чем звук «съедается» и не доходит до зала.

Третий, последний, день фестиваля закончился в БКЗ филармонии предпремьерным показом фильма Павла Лунгина «Дама пик». Зал был заполнен на все 100%, то есть здесь собрались около 800 человек. Официальная премьера картины в России состоится лишь 17 ноября.

Сюжет фильма основан на новелле Пушкина и опере Чайковского, но по сути это современный психологический триллер. Фильм завязывает в драматический узел судьбы трех человек, которые любят и мучают друг друга.

Главная героиня – знаменитая в прошлом оперная певица София. Но она не намерена сдаваться, она хочет остаться Дивой навсегда. В сумасшедшей гонке за собственной славой она манипулирует молодым оперным тенором Андреем, прототипом которого является пушкинский Герман, а также собственной племянницей, молодой и неопытной девушкой Лизой.

Действие проигрывается дважды – в оперных сценах с музыкой Чайковского - и в реальной жизни, с игрой в казино, театральными интригами и денежными долгами. Специально для фильма записаны оперные голоса ведущих солистов Большого театра и живой оркестр из сотни человек.

В целом, второй «Заповедник» в Пскове получился уже менее масштабным и громким, нежели пошлогодний фестиваль. Сказалось и то, что его организацией занималось не специальное агентство, а чиновники администрации области. Официальный сайт проекта так же, как и прошлогодние группа «ВКонтакте», Instagram и страница Twitter, - пропали, новый сайт на 2016 год так и не был запущен, а социальные сети вели до того скромную деятельность, что не смогли привлечь большого количества посетителей. Организаторам откровенно не хватало рабочих рук и, возможно, хорошего финансирования, несмотря на то, что в 2016 году весь мир отмечает 75-летие писателя. Сам Довлатов наверняка грустно посмеялся бы над таким абсурдом в своем рассказе. 

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы