Бабельсберг всего на пару лет младше Голливуда. Первую студию на территории Лос-Анджелеса начали строить в 1909-м, а первая студия под Берлином появилась в 1911 году, когда оператор Гвидо Зибер решил перенести туда офис компании "Немецкий биоскоп". Год спустя там был снят первый фильм — "Танец смерти" со звездой немого кино Астой Нильсен.
За столетие, прошедшее со дня основания Бабельсберга, киностудия пережила множество взлетов и падений. В "золотые годы", когда она называлась студией УФА, здесь творили Фриц Ланг и Джозеф фон Штернберг, после прихода к власти национал-социалистов в Бабельсберге монтировала "Триумф воли" Лени Рифеншталь, после Второй мировой студия возродилась как ДЕФА и стала главной съемочной площадкой Восточной Германии, а в начале "нулевых" ее заняли голливудские знаменитости: сейчас в Бабельсберге снимают и Квентин Тарантино, и Джордж Клуни, и Роман Полански, и авторы "Матрицы" Энди и Лана Вачовски.
Любители фильмов на немецком языке смогут смотреть кино на языке оригинала с русскими субтитрами. Вход на все кинопоказы свободный.
29 марта в 19:00 откроет программу кинопроекта фильм "Пражский студент" (1913) Ханса Хайнца Эверса — один из первых фильмов ужасов в истории кино, мистическая история о бедном студенте, который продает демонического вида торговцу свое отражение в зеркале.
Над картиной работали лучшие кинематографисты того времени. Оператором был тот самый Гвидо Зибер, открывший в Бабельсберге офис "Немецкого биоскопа". С помощью простейшей оптики он сумел снять впечатляющие сцены с участием главного героя и его двойника. Роль студента Балдуина исполнил Пауль Вегенер — легендарный актер и режиссер, один из основоположников немецкого экспрессионизма.
Сценарием и режиссурой занимался Ханс Хайнц Эверс — писатель-мистик, поклонник Эдгара Аллана По, который в конце 30-х стал в Германии персоной нон грата (официально его авторство в создании "Пражского студента" было подтверждено лишь пару лет назад).
Совсем недавно фильм был отреставрирован мастерами Мюнхенского Музея кино и Немецкой синематеки. Премьера отреставрированной копии состоялась в феврале 2013 года на Берлинском кинофестивале. Прямо из Берлина картина приедет в Петербург, где ее представит специалист по немому кино, киновед Андрей Андреев. Показ пройдет в сопровождении живой музыки.
30 марта продолжит программу один из новейших немецких фильмов, снятых в Бабельсберге, - "Берлин, Боксхагенер платц" (2010) Матти Гешоннека, экранизация одноименного романа Торстена Шульца.
В 2011 году картина участвовала в конкурсе Московского фестиваля, но так и не вышла в российский прокат. Трагикомедия, действие которой происходит в Восточном Берлине в 1968 году, рассказывает о семье, жизни членов которой "перемололи" Вторая мировая война и другие катаклизмы XX века.
В качестве художника-постановщика над картиной работал Лотар Холлер — один из самых известных специалистов Студии Бабельсберг, неоднократный лауреат Немецкой кинопремии, который также воссоздавал Восточный Берлин в двух самых известных немецких фильмах о ГДР — "Гудбай, Ленин!" и "Солнечная аллея". Картину "Берлин, Боксхагенер платц" представит куратор проекта "101 год Студии Бабельсберг", режиссер Александр Марков.
В мае программу продолжит новый блок показов — "Студия УФА: золотые годы", в который вошли самый мрачный фильм, снятый в 30-е на переименованной Студии Бабельсберг, - "Фауст" (1926) Фридриха Вильгельма Мурнау, а также самая веселая и легкомысленная картина того времени — музыкальная комедия Эрика Хареля "Конгресс танцует" (1931).
Сценарий "Фауста" Мурнау был основан на старинных немецких легендах, одноименной трагедии Гете и драме "Доктор Фауст" британского драматурга Кристофера Марло. Роль Мефистофеля исполнил Эмиль Яннингс, звезда немецкого немого кино. Этот показ также пройдет в сопровождении живой музыки.
От мрачной атмосферы "Фауста" зрители смогут отвлечься на втором сеансе. "Конгресс танцует" - история о вымышленном романе российского императора Александра I и юной продавщицы перчаток. Действие фильма происходит в Австрии во время знаменитого Венского конгресса 1815 года. Роскошные декорации, музыка композитора Вернера Хейманна и режиссура берлинского мастера музыкального театра Эрика Хареля превратили эту картину в один из главных немецких кинохитов 30-х годов.
Тема третьей, июньской, части программы — "Нонконформистские фильмы студии ДЕФА", главной киностудии Восточной Германии. Откроет серию "След камней" (1966) Франка Бейера. Производственная драма о любовном треугольнике между строительным рабочим, партийным секретарем и юной девушкой-технологом была признана "антисоциалистической" и запрещена спустя три дня после премьеры. Широкая аудитория увидела эту картину только в ноябре 1989 года.
Завершит программу фильм "Последнее из ГДР" (1990) — сатирическая фантасмагория Йорга Фота, которая стала кинематографической эпитафией стране, исчезнувшей с карты мира.