Первые британцы, поселившиеся в новой русской столице, были приглашены основателем города Петром I. Это были моряки, инженеры, математики, врачи. Британская община стала одной из первых иностранных общин Санкт-Петербурга, она продолжала расти и после смерти императора Петра I, несмотря на разрыв дипломатических отношений в 1720 году. Отношения возобновились через 10 лет, а в 1734 году был заключен первый англо-российский торговый договор, который придал Британии статус страны наибольшего благоприятствования, и английские купцы поехали в Петербург.
Историк британо-российских отношений Эрик Кросс образно писал, что в XVIII веке коммерческое сердце петербургских англичан находилось на Стрелке Васильевского острова, у Гостиного двора, который располагался рядом с причалами торгового порта. Сюда из Англии прибывали корабли, груженные разнообразными товарами, и один из современников перечислял, что это были "книги, карты, гравюры, мебель, одежда, всевозможные скобяные изделия, лошади, экипажи, шляпы, кожи, лекарства, почти все предметы обихода, комфорта и роскоши". Естественно, везли в бочках и английский эль, которым любили запивать устриц петербургские модники.
А в самом Петербурге было три английских пивоварни. К 1790-м годам в русской столице было уже 28 английских торговых домов и полторы тысячи уроженцев Британии постоянно жили здесь - чуть мене 1% всего населения города.
Английские набережная, мост и проспект
Английская набережная первоначально носила название Галерной. Дело в том, что в конце набережной находилась тогда Галерная верфь. В первые годы существования Петербурга набережная в основном застраивалась непритязательными домами рабочих и служащих и имела непривлекательный вид. Позже здесь в новых особняках и домах уже начали селиться богатые купцы и иностранцы. В середине XVIII века набережная получает свое современное название — Английская, поскольку на ней появилось немало домов, принадлежащих англичанам. На набережной была построена Английская церковь (дом №56), а неподалеку, на Галерной улице — английский театр, где выступали артисты из Лондона. 1 марта 1770 года банкиром Гардиром, жившим на Английской набережной, был основан Английский клуб, который предназначался сначала для общения английских купцов, ремесленников и гувернеров, живших в Петербурге. Поначалу был нанят небольшой дом на Галерной улице, так как состояло в клубе всего 50 человек. Но клуб пользовался популярностью и через 10 лет насчитывал уже 300 членов, и большую часть клубменов составили русские аристократы.
В середине XIX века Английская набережная была полностью застроена роскошными особняками, и стала по существу фешенебельным районом Петербурга. Иностранцам, прибывавшим в город морем, одним из первых открывался великолепный вид именно на Английскую набережную. Удивительный вид на Петербург с просторов Невы изумлял и восхищал гостей столицы. На Английской набережной располагается немало зданий, являющихся памятниками архитектуры. Набережная была застроена "сплошною фасадою" - между зданиями нет просветов. Въезд находился с соседней, Галерной улицы. Там располагались конюшни, каретные сараи и другие служебные помещения.
Среди интересных зданий на Английской набережной можно отметить такие, как дворец Шереметьевых (дом №12), дом Нарышкиных (№14), особняк барона Штиглица (№66—68), особняк Н. Румянцева (№44) и другие. В доме №32, выполненном архитектором Дж. Кваренги в формах классицизма, располагалась Коллегия иностранных дел. В старинном доме №28 по Английской набережной сегодня размещается Дворец бракосочетания №1. В доме под номером 10 когда-то проходил бал, на который были приглашены Александр Сергеевич Пушкин с супругой Натальей Николаевной и Жорж Дантес, с которым у выдающегося русского поэта через несколько дней состоялась роковая дуэль.
В советское время Английская набережная была переименована в честь моряков Красного Балтийского флота. В 90-е годы ей вернули историческое название. Сегодня Английская набережная является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Здесь расположены известные памятники архитектуры, здания с великой историей. Во время белых ночей Английская набережная превращается в одно из самых популярных и излюбленных мест прогулок у петербуржцев и гостей города.
Еще один интересный дом на Английской набережной - дом №6. История дома началась вскоре после основания Петербурга. Первым владельцем участка стал обер-экипажмейстер Леонтий Макушев, в 1713 году продавший его "обер-комиссару подполковнику Ивану Афанасьевичу Тормасову, который шесть лет спустя заявил, что "полаты и мазанки по даче чертежей строить буду".
Переселившись из Олонца, где заведовал местной верфью, Тормасов купил участок и стал служить в Адмиралтейств-коллегии. В 1727 году его назначили воеводой в Вологду, и, очевидно, тогда же у его владения появился новый хозяин — князь Петр Борисович Черкасский, происходивший из знатного черкесского рода. Княжна Мария Темрюковна Черкасская была второй женой Ивана Грозного, а отец князя Петра — стольником Петра Великого.
Сам князь карьеру начал на флоте, был участником крымского похода графа Миниха и отличился при взятии Бахчисарая. В чине генерал-майора командовал в 1744—1760 годах лейб-гвардии Конным полком, после чего два года состоял губернатором Москвы, где у него имелся настоящий дворец. В 1768 году Черкасский вышел в отставку, протестуя против позорного мира с Пруссией, заключенного Петром III для окончания Семилетней войны. В том году он уже не жил в своем столичном доме — им владел крупный английский купец Джон Томсон, успешно продававший обои с мануфактуры своего брата в Москве.
Всего тридцать лет минуло с времени постройки двухэтажного на подвалах каменного дома в девять окон по фасаду. Попадали в дом через парадные ворота, которые с набережной вели во двор. В подвалах находился склад для бочек английского эля, популярного в высшем обществе. Их привозили на судах из самой Англии наряду с другими традиционными товарами британского экспорта. В царствование Екатерины II английские торговые компании процветали, их члены богатели. В 1774 году в Петербурге действовало 57 английских фирм, в их числе "Томсон и Питерс".
В доме насчитывалось 28 покоев. В корпусе по Галерной в 1803 году работает "Норграфов кофейный дом", тоже явно английский.
Шесть лет спустя домохозяином назван немецкий купец Иоганн Блессиг, родом из Страсбурга, унаследовавший фирму отца "Киммель и Блессиг". Он, его вдова Эмилия и сыновья долго владели особняком, который в 1814—1816 годах перестроили в стиле классицизма. Одновременно Блессиг распорядился "вновь построить каменные флигели в 3 этажа, каменные сараи и конюшни в один этаж".
В 1865 году владелец сменился — им стал Эдуард Петрович Казалет (Cazalet), торговавший от фирмы "Виллиам Миллер и Ко". Он был внуком английского негоцианта Ноя Казалета, основавшего в 1780-е годы торговую фирму "Крамп и Казалет". Сын Ноя Петр предпочел торговле пивоварение и в 1859 году стал хозяином Калинкинского пивоваренного завода, с временем крупнейшего в стране, выпускавшего в зеленых бутылках элитные сорта английского и баварского пива, а также меды.
Интересно, что промышленное пивоварение в России также началось в Петербурге. В 1795 году придворный пекарь Абрахам Крон получил у императрицы ссуду в 30 тыс. руб. и построил пивоваренный завод на берегу Невы, вблизи Александро-Невской лавры. Спустя почти полвека, в 1848 году, англичанин Казалет, пивоварня которого находилась на месте деревни Калинкин, объединился с Кроном. Сейчас традицию английского пивоварения продолжает пивоваренная компания "Балтика". Так, среди более чем 30 сортов пива, производится и "Балтика 6 Портер". Это темное пиво было создано в конце XX века по старинным рецептам. Элитные сорта хмеля, специальные дрожжи, чистейшая вода и высокое мастерство пивоваров составляют этот сорт пива. "Балтийский" портер заслуженно завоевывает награды в престижных российских и международных конкурсах, таких как, например, легендарный World Beer Awards в Лондоне. Сорт экспортируется в 30 стран мира.
И в наши дни интерес к традиционному английскому пиву не ослабевает. Так, в 2011 году на заводе "Балтика-Санкт-Петербург" британцы-члены экспедиции The Great Baltic Adventure ("Великое Балтийское путешествие") и собственные пивовары компании совместно воссоздали Имперский русский стаут по историческому рецепту 1972 года. Это пиво, которое варилось в Лондоне и доставлялось к Российскому двору со времен Екатерины II. Рецепт Имперского стаута 1972 года в Санкт-Петербург привез Родди МакКьюэн — британский пивовар, работающий в настоящее время в исследовательском центре компании Carlsberg в Страсбурге. Экспедиция "The Great Baltic Adventure" — инициатива Тима О’Рурка, британского пивовара с многолетним стажем, в данный момент преподавателя Института пивоварения в Лондоне. Команда из 15 британских пивоваров во главе с ним прошла на парусной шхуне по историческому маршруту, чтобы привезти из Лондона в Санкт-Петербург по бочонку стаута собственного производства.
Возвращаясь к Эдуарду Казалету, можно сказать, что он получил звание потомственного почетного гражданина и поселился в самом центре столицы за счет развития пивоварения. Он сразу поручил архитектору В.Е. Стуккею (кстати, тоже англичанину) полностью перестроить приобретенный особняк в стиле необарокко, что и было исполнено за два года. В 1873 году архитектор В.Ф. Эстеррейх пристроил к дому восточный флигель с двумя парадными помещениями, которые в 1910 году расширили театральным залом.
Недалеко от Английской набережной от реки Мойки берет свое начало Английский проспект Петербурга, который возник в XVIII веке и с 1771 года назывался Аглинской перспективой. В 1918 году он был переименован в честь одного из руководителей Британской социалистической партии, Джона Маклина, и назывался проспектом Маклина.
Проспект возник в XVIII веке, преимущественно застроен в XIX—XX веках. В основном здесь жила театральная богема Петербурга. Дом 18 в 1892—1906 годах принадлежал М.Ф. Кшесинской, а в доме 27 жила В.Ф. Комиссаржевская. В этом же доме проходили заседания ЦК и ПК РСДРП — в помещении гимназии О.К. Витмер, в 1905-07 годах. С 1908 года по 26 марта 1940 года в этом доме жил Ю.М. Шокальский, известный русский географ. А в доме 39 жил В.Ф. Нижинский.
В 1909 году зодчий А.А. Бернардацци по заказу золотопромышленника Кольцова построил на углу Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов) и Английского проспекта доходный дом, который сразу же из-за причудливого смешения различных романтических стилей получил среди петербуржцев прозвище "Дом-сказка".
Дом-сказка
Смешение черт "северного модерна" и "национального стиля", окна и балконы замысловатой формы, угловая башня, облицовка стен природным камнем и красочные майоликовые панно позволили создать на фоне рядовой застройки старой Коломны волшебное зрелище, напоминающее ослепительную театральную декорацию. На фасаде скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг высек из камня птицу феникс, которая словно поддерживала на своих крыльях угловой эркер "Дома-сказки".
Близость Мариинского театра в значительной степени определила состав первых жильцов этого дома. В основном это были театральные работники и актеры. Здесь репетировала великая русская балерина Анна Павлова, и потому среди петербуржцев этот дом также был известен как "Дом Анны Павловой".
В 1942 году "сказка" была полностью разрушена. Так как уцелел только фундамент дома, было решено построить на нем новое здание.
Перекинутый через Фонтанку Английский мост располагается в створе проспекта с аналогичным названием, от которого, собственно, он и получил свое. Это мостовое строение связывает собой жилые кварталы района Садовой улицы и площади Тургенева с лечебными корпусами Окружного медицинского Центра.
Известно, что с 1910 года на месте современного Английского моста существовала пятипролетная деревянная переправа, предназначенная для пешеходного движения. Именно этот деревянный мост взял на себя обеспечение связи между берегами Фонтанки в этом районе города, когда в 1905 году так неожиданно обрушился Египетский мост.
По прошествии почти полвека, в 1963 году, здесь был выстроен новый мост, ставший необходимым для переброски в этом месте теплофикационных труб через Фонтанку. Возведенный по проекту инженера А.А. Куликова и архитекторов П.А. Арешева и П.С. Васильева, этот мост-теплопровод стал металлическим, балочным трехпролетным пешеходным сооружением. Его железобетонные опоры облицевали гранитом, а перильные ограждения выполнили из чугуна художественного литья. Пешеходную дорожку, начинающуюся пологими ступенями, заасфальтировали. Незатейливый декор моста составили сферические фонари матового стекла, установленные на вертикальных штангах. Завершением оформления служат лестничные спуски, расположенные по обоим концам сооружения. Длина Английского моста составила 60,8 м, а ширина — 4,7 м.
Жемчужина английского стиля в Петербурге
В петербургском Доме музыки есть настоящий Английский зал. Дом 122 по Мойке - бывший дворец великого князя Алексея Александровича.
Важнейшим элементом архитектурно-декоративной отделки Английского зала является лепной декор потолка, мотивы которого восходят к английским лепным плафонам XVI-XVII вв.
Не менее важное место в архитектуре и декоре зала отводится дверям, пышно украшенным многочисленными резными деталями. Обильная лепка с львиными масками на потолке, дубовая отделка, женская фигура, похожая на те, что венчали носы кораблей, украшает торжественный портал, ведущий в Китайскую гостиную.
Зачинатели спорта в России
Англичане были зачинателями российского спорта. В 1851 году газета "Северная пчела" писала: "С учреждением яхт-клуба, скачек у нас начал развиваться английский спорт". Так в русский язык вошло еще одно английское слово - спорт, а в жизнь Петербурга - увлечение яхтенными гонками и конными состязаниями. Петербургские британцы стали организаторами спортивной жизни столицы, основателями первых спортивных клубов: гребных, велосипедных, атлетических, теннисных и, конечно, футбольных.
В 1860 году британское землячество в Петербурге получило в пользование обширное поле за Павловским кадетским корпусом на Петроградской стороне. Сначала там упражнялись члены крикет-клуба, а с 1880 года оборудован первый теннисный корт. На соседнем Крестовском острове занимался английский Гребной клуб, среди активных членов которого был Артур Давидович Макферсон. Он и стал организатором первого теннисного турнира в Петербурге в 1896 году. Он проходил на Крестовском острове, где к концу XIX века насчитывалось девять теннисных кортов. С 1907 по 1915 год в Петербурге проходили всероссийские чемпионаты по лаун-теннису, на которых обычно побеждал Феликс Юсупов.
Английские места и современность
"Английские места Петербурга" прославил культовый сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона режиссера Игоря Масленникова. В различных сериях этого фильма многие улицы и уголки Санкт-Петербурга превратились в Лондон викторианской эпохи. Так, по Кавендиш сквер, которым стала Пушкинская улица, Ватсон разгуливал под зонтом, дожидаясь Холмса с экипажем. Местом убийства коварного Дреббера в заброшенном доме стала дача княгини Салтыковой у метро "Черная речка", клубом "Диоген" и домом леди Хаксли выступил дворец великого князя Владимира Александровича (Дом Ученых). Дворец "Коттедж" в парке Александрия стал домом Милвертона, а особняк Кшесинской — клубом "Багатель".
Фото: nnm.ru, greenwich-hotel.ru