Кинематография Испании — от наследия Луиса Бунюэля до новой ленты Педро Альмодовара — привлекает внимание всего мира. Её международные успехи связаны с именами режиссеров Алехандро Аменабара, Агустина Диаса Янеса, Алекса де ла Иглесиа, Фернандо Леона, Бигаса Луна, Изабель Койшет, Хулио Медема, чьи работы делают испанское кино узнаваемым и популярным. Актрисы и актеры Пенелопа Круз, Виктория Абриль, Кармен Маура, Антонио Бандерас, Эдуардо Норьега и Хавьер Бардем давно вошли в пантеон мировых звезд.
О кино, как о средстве выражения и распространения своей культурной идентичности, в Испании думают особенно сильно: нынешний министр культуры Испании Анхелес Гонзалес-Синде — действующий кинорежиссер, а пост президента Киноакадемии в течении нескольких лет занимал Алекс де ла Иглесиа, уже практически культовая фигура. Ежегодно Испания производит более 100 фильмов, качество которых подтверждено их уверенным присутствием на международном рынке.
В Испании есть что посмотреть, и в этом апреле фестиваль Cinespaña во второй раз покажет в Москве и Санкт-Петербурге самые свежие работы нового поколения испанских режиссеров:
Амадор (Amador) реж. Фернандо Леон де Араноа, 2010.
Марсела (Магали Сольер, "Молоко скорби", Blackthorn), иммигрантка из Латинской Америки, столкнувшись с финансовыми трудностями, устраивается на работу сиделкой к пожилому человеку. Кажется, что проблемы решены, но через некоторое время подопечный умирает, лишив Марселу заработка. И это то, чего Марсела позволить себе не может. Ритм картины, звенящее эмоциональное напряжение, острые диалоги и внезапная развязка, предложенная режиссером и сценаристом Фернандо Леоном де Араноа ("Принцессы", "Понедельники под солнцем"), не раз заставят зрительный зал громко выдохнуть.
Главное в жизни — не умереть (Lo más importante de la vida es no haber muerto) реж. Оливьер Пичет, Марк Рекуенко, Пабло Мартин Торрадо, 2010.
Жизнь настройщика Хакобо удалась: красивая жена, семья, любимая работа и только один рояль, с которым он не справился. Однажды ночью спокойствие покинет Хакобо навсегда.
Экспериментальный дебют компании молодых режиссеров — черно-белая сказка о человеческом: предательстве и прощении, действительном и кажущемся, уверенно путешествует по европейским кинофестивалям.
Неоновая плоть (Carne de Neon) реж. Пако Кабесас, 2010.
Мать Рики (Анхела Молина, "Разомкнутые объятия", "Дневники нимфоманки", "Живая плоть") выходит из тюрьмы. Чтобы вернуть утраченную материнскую любовь, он решает преподнести "маман" подарок — бордель под названием "Хиросима". Благим намерениям Рики постоянно мешают истории, в которые он впутывается со своими дружками — сутенером Анхелито, придурковатым Ниньо и трансвеститом по имени Принцесса. В дебютном фильме опытный сценарист Пако Кабесас ("Очень испанское кино", Bon appetit) устраивает настоящую заваруху из крови и жанровых клише.
Чико и Рита (Chico & Rita), реж. Хавьер Марискаль, Тоно Эррандо и Фернандо Труэба, 2010.
Первый анимационный фильм обладателя премии Оскар Фернандо Труэбы и самого известного графического дизайнера Испании Хавьера Марискаля. Комбинируя иллюстрацию с компьютерной графикой, музыкальная анимация рассказывает историю любви джазового пианиста Чико и певицы Риты. Действие фильма происходит в 50-е годы на Кубе и в Нью-Йорке, саундтрек фильма состоит из произведений кубинского джазового музыканта Бебо Вальдеса.
Кузены (Primos), реж. Даниэль Санчес Аревало, 2011.
Диего (Ким Гуттьерес, "Темно-синий почти черный") ровно накануне свадьбы бросает невеста. Он придумывает план, согласно которому, пропажу невесты необходимо скрыть, появиться в церкви в день свадьбы, напиться, прочитать речь, заново влюбиться в свою первую подружку... и вернуть невесту. "Это трактат о мужской глупости, игривой, дикой, нежной и романтичной", — говорит режиссер о картине. Третий фильм Даниэля Санчеса Аревало ("Толстяки", "Темно-синий, почти черный") — на этот раз стопроцентная комедия, собрал в испанском прокате 1 млн. евро и 145 000 зрителей за первый уик-энд.
Край Света (Finisterrae), режиссер Серхио Кабальеро, 2010.
Два меланхоличных привидения блуждают, буквально — куда ветер подует, по сказочно-красивим пейзажам Галисии, в надежде найти заветную дверь в земную жизнь. В конце пути один из них, скорее всего, станет оленем, а второй превратится в лягушку, в которую влюбится принц.
Кинодебют Серхио Кабальеро, руководителя барселонского фестиваля Sonar, можно смело смотреть без перевода: во-первых, потому, что главные герои, призраки, отлично говорят по-русски; во-вторых, помимо первосортных киноцитат, в фильме — фантастической красоты визуальный ряд и саундтрек из композиций финского музыканта Джими Теннора, электронного дуэта Suicide и певицы Нико. Картина отмечена главным призом конкурса Роттердамского кинофестиваля 2011-го года.
Остров внутри (La Isla interior), режиссеры Дуния Аясо и Феликс Сабросо, 2009
Попытка самоубийства отца заставляет членов семьи собраться в родном доме. Пронзительная драмеди, сюжет которой разворачивается на фоне лунных пейзажей Гран Канарии, рассказывает историю семьи, где в качестве наследства детям достается шизофрения отца и железное воспитание матери. В фильме занято созвездие замечательных испанских актеров — Кандела Пенья ("Принцессы", "Все о моей Матери"), Жеральдин Чаплин ("Поговори с ней", "Дневники нимфоманки", "Чаплин"), Антонио де ла Торре ("Возвращение", "Темносиний почти черный", "Печальная баллада для трубы"). За визуальную составляющую фильма отвечает Хавьер Фернандес — любимый художник-постановщик П.Альмодовара ("Кика", "Закон желания").