Отличные выходные в сопровождении отличной популярной музыки – такими словами можно описать фестиваль Stereoleto 2015, прошедший в минувший уикенд на Елагином острове.
Здесь можно было тестировать лонгборды, лакомиться вафлями со сливками и клубникой, пробовать мороженое ручной работы и, конечно же, наслаждаться самой разной музыкой. Было шумно, мирно и пропитано атмосферой доброты и комфорта. Что удивительно, не подвела и такая изменчивая петербургская погода – тучи все время обходили Елагин остров стороной.
фото: Сергей Зорин
Stereoleto – это пионер среди независимых фестивалей: он берет свое начало в 2002 году. За время существования на нем выступило более 500 артистов более чем из 30 стран мира. Но публика единогласно заявляет: Stereoleto 2015 было чем-то особенным. Во многом, благодаря концерту «Аквариума» - не каждый день на фестивале, даже на очень хорошем, встретишь живую легенду. Выступление Бориса Гребенщикова для наших соотечественников не менее важно, чем выступления на Stereoleto таких мастодонтов, как Дэвид Бирн в 2005 году, Massive Attack в 2008-м или Ник Кейв в 2009-м.
фото: Игорь Кузнецов
В этом году на Stereoleto вернулись Tesla Boy, Моторама и СБПЧ, когда-то выступавшие на фестивале в качестве дебютантов, а теперь - в роли признанных звезд.
фото: Сергей Зорин
Stereoleto – один из немногих фестивалей в России, где публика постоянно узнает новые имена. Так, в этом году на специально созданной сцене Звукокруг прошел очередной смотр достижений музыкального искусства. На расстоянии вытянутой руки от зрителей выступили, вероятно, будущие звезды – 14 групп, в числе которых Зимавсегда, 130 по встречной на старенькой Vespa, Neon Lights, Алина Оз и другие.
фото: Сергей Зорин
Фестиваль ежегодно расширяет географию. На Stereoleto 2015 впервые выступили артисты из Казахстана – урбан-регги группа Hadn’t Tea и новые звезды Эстонии – турбо-фолк группа Trad.Attack.
Любимцами первого дня фестиваля, безусловно, стали группа Tesla Boy, под электропоп 80-х которой танцевали все от мала до велика, и украинский исполнитель Иван Дорн, взорвавший площадку своей энергетикой и в очередной раз доказавший, что стесняться не надо. Лучший исполнитель русскоязычной массовой поп-музыки признавался в любви Петербургу, вывел с собой на сцену лучших питерских рэпперов и кричал со сцены «Киев и Питер – друзья навсегда», словно бы забыв о разногласиях стран-соседей. Собственно, политике на музыкальном фестивале не место – петербуржцы плясали по Дорна «танцы пингвина» и подпевали ему слова украинской песни.
фото: Сергей Зорин
День второй был несколько спокойней в плане музыки – зато у посетителей фестиваля появилась возможность обойти все три сцены и многочисленные развлекательные площадки. Кульминацией фестиваля стало выступление группы «Аквариум». Борис Гребенщиков удивительным образом уже 40 лет пишет песни, которые отражают буквально все происходящее в России. И выступая на Stereoleto, он исполнял как всегда такую гуманистическую, человечную музыку и обратил внимание на то, как написанное 30 лет назад приобретает новый смысл.
фото: Antonio Egorov
БГ со сцены высказался против власти, но сделал это весьма аккуратно, как позволяют рамки музыкального фестиваля – к примеру, просто добавив нужный комментарий к песне «Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь». «Старая песня, но опять актуальная», - заметил Гребенщиков.
фото: Галия Мухаметдинова
Музыкант высказался и по поводу последних речей отца Всеволода Чаплина, который недавно в положительном ключе отзывался о необходимости войны. «Никто не пойдет умирать за рынок или демократию, а необходимость умирать за общество, его будущее рано или поздно возникает. Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет», - сказал господин Чаплин в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
фото: Игорь Кузнецов
«Сама православная церковь в лице ее секретаря говорит, что нам нужна война. Вот сволочь», - так прокомментировал слова Чаплина БГ.
В итоге, если первый день фестиваля говорил: музыка сближает и стирает границы между конфликтующими государствами ли, людьми ли – неважно, то второй день сообщил о том, что благодаря искусству можно и нужно поднимать проблемы и задавать неудобные вопросы. Это Stereoleto стало действительно крутым – благодаря, как всегда, настоящей, живой, хорошей музыке и благодаря глубокому социальному смыслу всего происходящего на фестивале.