На мой взгляд, указ президента России о продовольственном эмбарго должен соответствовать законодательству Таможенного союза. Однако нормы были проигнорированы. При этом сам запрет должен был вступить в силу не ранее, чем за 30 дней после опубликования. Чтобы не было таких ситуаций: когда товар уже направили из точки А в точку В, а его разворачивают на границе.
Есть два соглашения Таможенного союза. Согласно этим документам, каждая из сторон имеет возможность введения односторонних мер, к примеру, запретить ввоз товаров на свою территорию. Эта процедура предусматривает уведомление сторон-партнеров не позднее, чем за три дня до введения мер.
Затем эти меры могут вводиться только после обращения в комиссию Таможенного союза, которая выносит общее для всех стран решение. Если его нет, то одна из сторон может принять собственное решение в одностороннем порядке сроком на 6 месяцев. При этом указ президента России и постановление правительства вообще не ссылаются на законодательство Таможенного союза, о государственном регулировании и внешней торговли. То есть это решение было принято так, будто этих норм вообще не существует.
Сейчас есть два варианта, на мой взгляд. Запрещенный товар повезут "по-черному" или будут применяться технологии псевдообработки. Продукция будет переупаковываться, нарезаться ломтиками. Есть определенные критерии в таможенном законодательстве о том, что считать переработкой. К примеру, если меняется код товара на уровне первых четырех знаков по товарной номенклатуре, то товар считается переработанным.
Будет ли он меняться фактически или нет — проверить трудно. Ведь на границе стран Таможенного союза как такового контроля нет. Конечно, создаются межведомственные рабочие группы: в прокуратуре, в контролирующих цены органах, ФАС и прочих ведомствах. Скорее всего, в магазинах будут проводиться различные экспертизы, в результате которых станет известно: лежит на наших полках, к примеру, швейцарский сыр Фортето Боскетто или французский Пармезан.
Беседовал Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"