"Мы предложили сделать тарификацию, как в электричках, и разбить маршрут на две зоны: на наш прежний и до Медного Всадника. Оплата составит, соответственно, 100 и 70 рублей. Пока чиновники подтверждают это, - говорит предприниматель. - Кроме того, мы увеличиваем вместимость судов, чтобы поднять пассажиропоток".
В подтверждение своих слов глава МБС пригласил журналистов на борт 30-местного катамарана. Судно заложили на псковских верфях еще в 2012 году, в сумме оно обошлось компании в 22 млн руб. Два аналогичных агрегата, оборудованные двумя двигателями на 450 лошадиных сил, в настоящий момент собираются на тех же стапелях и в будущем прибудут в город на Неве.
Биотуалет и Wi-Fi
Из новшеств, которые внедрили на водном транспорте - гальюн и Wi-Fi. Поэтому желающие проехать весь маршрут от начала до конца не будут ощущать особого дискомфорта ни в реальном, ни в виртуальном мире. Сейчас "водный лимузин" проходит оформление всей документации и выйдет на маршрут в июне, надеются бизнесмены. Всего же Приморскую линию будут обслуживать 6 аквабусов, рассчитанных на 12 мест, и один - на 30.
"Мы готовы работать уже с 5 мая, но, судя по всему, город не успевает расставить остановки. Насколько мне известно, победитель соответствующего тендера будет известен только после 5-го числа, - пояснил Мелик Саркисян. - Есть много мест в городе, куда очень плохо идет транспорт. К нам много обращений с Морского фасада. Оттуда, например, можно было бы вывозить туристов по воде. Та же вечная проблема с Васильевским островом: с въездами и выездами".
Далекоплывущие планы
Кроме того, в планах у компании "пришвартоваться" на Крестовском острове недалеко от "Зенит-Арены". Как известно, спортивная чаша примет несколько матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году, соответственно, пассажиропоток из центра города к объекту будет интенсивным.
"Стадион же строится на острове, поэтому необходимо было бы туда обеспечить какой-то транспорт с воды. Сейчас проект находится в стадии обсуждения", - рассказал "Санкт-Петербург.ру" гендиректор МБС.
Следует отметить, что в этом году у компании истекает договор с городом на перевозку пассажиров. Между тем, по оценкам Мелика Саркисяна, по итогам года пассажиропоток на Приморской линии может составить 200 тыс. человек. "Чтобы перейти на самоокупаемость, нам нужно перевозить 300 тыс. пассажиров. Думаю, что мы добьемся этого показателя в следующем году", - говорит он.
Товарищи по несчастью
Раньше до памятника Петру Первому пассажиров доставляла ООО "Интер яхт сервис", которая обслуживала до 2013 года "Центральную" и "Невскую" линии, но впоследствии отказалась сотрудничать с городом. Сейчас компания перебрасывает свой флот в Новгородскую область и Самару.
"Мы рады за наших коллег или, может быть, товарищей по несчастью. Это серьезные планы, на которые у них, наверное, есть силы. У нас этих сил как раз и не хватило, - говорит директор по развитию "Интер Яхт Сервис" Денис Синочкин. - Нет, мы не планируем возвращаться на петербургский рынок. Это возможно только при желании властей развивать линии, а его пока нет".
Также, отметил Денис Синочкин, "Интер Яхт Сервису" приходится рассчитываться с городом по старым долгам, хотя компания с 2013 года ушла с рынка. Перед этим они обновили свой флот более чем на 200 млн руб. Сейчас эти суда принадлежат Государственной транспортной лизинговой компании, которая требует лизинговые платежи. "Мы обязаны платить, хотя никаких субсидий от города больше не получаем", - пояснил он.
Похожего мнения придерживается и эксперт межрегионального общественного объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин. По его словам, аквабусы сейчас представляют для города не более чем "туристический аттракцион".
"Это маломерный транспорт, он никакой реальной роли в городском комплексе не играет. Мало того, что суда должны быть более вместимы, так на их "раскатку" должно уйти не менее двух лет. К примеру, в Венеции ходят 50-местные суда, в Гамбурге — 300-местные, - говорит специалист, - Почему Смольный отказывается развивать аквабусы? Себестоимость бешеная, инфраструктуры нет. Этим заниматься, разумеется, никто не хочет".
По прогнозу специалиста, планы МБС поучаствовать в развозке болельщиков во время ЧМ-2018 нереальны. "Думаю, в этом году они еще покатаются. Но, учитывая плохое негативное состояние экономики, они могут уйти с рынка уже в следующем году".
В 2012 году водное такси в Петербурге курсировало сразу по четырем линиям и рассматривалось, как альтернатива наземному общественному транспорту. Однако в результате многие компании отказались продлевать договор с городом - из-за нерентабельности перевозок. Примечательно и то, что на 2014 год сумма субсидий, выделяемых водным перевозчикам, упала до рекордно низкой цифры - 28,5 млн руб., против 130, 5 млн руб. - в 2011-м.