Нестабильная экономическая ситуация в России вкупе с демпинговыми войнами туроператоров привела к тому, что россияне в 2013 году стали с большей осторожностью тратить деньги на путешествия. Об этом на пресс-конференции заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
По ее словам, если еще в 2011 году за недельный отдых туристы были готовы заплатить 600-1200 долларов на человека, а в 2012 году этот показатель вырос до 2 тысяч долларов, то в 2013 году затраты россиян резко снизились до примерно 700 долларов. Кроме того, в 2013 году выросло количество "бюджетных" туристов (их доля в общем потоке составила до 30%).
"Конечно, ценовые войны — плюс для туристов. Но демпинг также способствует их "развращению": туристы считают, что такие низкие цены можно требовать за высокий сервис на всех направлениях", - отметила Майя Ломидзе.
Наиболее активная борьба наблюдалась на рынке Греции. По итогам года турпоток в эту страну из России вырос на рекордные 68%, но большинство проданных туров не принесли прибыли туроператорам. "Учитывая то, что туристический рынок Греции освоен не более чем на 10%, ценовые войны могут продолжиться и в следующем году", - считает Майя Ломидзе.
"Еще один негативный тренд 2013 года — возобновление интереса туристов к турам last minute. Еще в прошлом году тенденция была обратной. Как следствие, глубина продаж по многим направления начала снижаться. В основном, это коснулось наиболее популярных безвизовых направлений, а также тех стран, которые применяют в отношении российских туристов упрощенную визовую процедуру", - сообщает пресс-служба АТОР.
Все это не могло не сказаться на финансовом состоянии участников туристического рынка. "Идет процесс естественного отбора, в результате которого больше всего страдают средние и маленькие туроператоры", - отметила Майя Ломидзе. Напомним, что в 2013 году обанкротилось несколько туроператоров, как по выездному, так и внутреннему туризму. По мнению г-жи Ломидзе, в дальнейшем наибольшую роль на туристическом рынке будут играть технологии и возможность туроператора оперативно подстраиваться под запросы туристов.
Наиболее популярные у россиян направления в этом году не изменились. Первое место занимает Турция, которая осенью значительно выиграла за счет революции в Египте. В результате Турция вместо прогнозируемых +5% получила 25% дополнительного потока туристов. Такие страны, как Таиланд, ОАЭ, Индия также получили дополнительных туристов, в том числе за счет "закрытия" Египта. Однако и сам Египет закончил 2013 год с приростом на уровне 15%. До политической нестабильности и "закрытия" страны ожидалось, что рост турпотока составит 40%. Исключение составляет только Китай. Эта страна попала в ТОП-10, но турпоток снизился на 15%.
По оценкам Аналитической службы АТОР, в 2014 году рост выездного турпотока из России составит как минимум 7%. "Уже сейчас туроператоры запустили акции по раннему бронированию. По оценкам наших аналитиков, выпущено около 90 млн ценовых предложений. Количество запросов по самым популярным пляжным направлениям уже сейчас на 25% превышает показатель этого года", - отметила Майя Ломидзе.
Тройка лидеров на 2014 год, по предварительным оценкам аналитиков АТОР, не изменится: Турция, Египет, Таиланд. Далее следуют Испания, Греция, Италия, Кипр, Болгария, Хорватия, Финляндия.
Общероссийские тренды подтверждают и представители ведущего туроператора "Верса".
По оценке экспертов "Версы", греческое направление в этом году было одним из самых непредсказуемых. "Перегруженность этого направления предложениями и блоками мест в совокупности с демпингом цен от некоторых туркомпаний сыграли свою отрицательную роль. На этом фоне многие интересные новинки сезона, например, такие как туры на о.Скиатос, просто потерялись" - отметили в туркомпании.
В свою очередь, из-за введения виз и опять-таки ценового демпинга не досчиталась российских туристов Хорватия: спрос на это направление упал.
Между тем, по оценке "Версы", туристы сохраняют интерес к путешествиям на Майорку и Тенерифе, по которым в 2013 были хорошие продажи. Динамичный спрос и рост направления продемонстрировала Португалия. "Большой успех среди туристов в этом году имели наши эксклюзивные испанские новинки 2013 года - Менорка и Коста-Бланка. Сохраняют свои стабильные позиции по спросу Чехия и Италия", - подчеркнули в компании.
Что касается более дальних направлений, то в этом году туристы более охотно выбирали экскурсионные туры в Китай, Мексику и Оман.