Первый в веере
Корреспонденты "Санкт-Петербург.ру" в одну из последних летних ночей отправились посмотреть, как разводят символ Северной столицы. По графику Дворцовый разводится первым — в 1:05. Тот факт, что с набережной разводка Дворцового выглядит явно более романтично, бесспорен. Мы же спускаемся вниз, в рабочие помещения механиков моста. Там, внизу, пахнет маслом и сыростью, установлены деревянные помосты между платформами, видны шестеренки и двигатели, приводящие крылья моста в движение. Там же прекрасно слышно, как под постоянными пролетами проплывает катер за катером. Кстати, туристы и горожане визжат громко, музыкальные предпочтения владельцев прогулочных катеров — поп-музыка отечественного производства. От проезжающего крупного транспорта чувствуется вибрация. В общем, под мостом как будто маленькая промышленная зона.
С момента ввода моста в эксплуатацию опорные конструкции и основной механизм ни разу не менялись, рассказал механик Дворцового моста Станислав Пусташинский. Конечно, некоторые детали выходят из строя, металл прогибается и деформируется, сказывается "усталость" металла. Урон наносят реагенты, которыми посыпают дорогу, страдает и отливная система. Благодаря возрастающему потоку автомобилей в Петербурге, Дворцовому также приходится переносить гораздо большие нагрузки, чем те, с учетом которых он был спроектирован изначально.
Огромное количество "кнопочек" и "лампочек"
Объясняя на пальцах принцип разводки моста, механик Станислав сравнивает разводной механизм Дворцового с принципом колодца и "журавля": для относительно легкого подъема нужен противовес на одном конце и "ведро" - на другом. В данном случае роль "ведра" исполняет крыло моста, а противовеса — "набор" чугунных чушек, общим весом 200 тонн. К слову, их 7 с каждой стороны моста. Весь механизм запускается с помощью системы шестеренок, работа которых в вою очередь обеспечена электрическими двигателями. Они установлены еще в 1978 году, несмотря на произведенные компанией Siemens двигатели, клеймо на поверхности двигателя - "Сделано в СССР".
Процесс разводки моста фиксируется и сохраняется на сервере
Разводка Дворцового длится 5-7 минут - от первой операции оттяжки противовесов до поднятия на 67 градусов крыльев моста. В случае выхода из строя основного привода есть возможность воспользоваться резервным - мост разведут за 30-40 минут. Резервный привод задуман на случай полного обесточивания моста. Для зрителей "снаружи" крылья моста поднимаются быстро — за 2-3 минуты.
Между постоянной частью и крылом образуется щель в 6 м, от верхней точки постоянной части до нижней точки котлована — 14 м. И уже не первый год механики удивляются, что туристы и жители города все-таки регулярно пытаются пройти мимо охраны и прикоснуться к поверхности моста. Хотя, если им все-таки удастся, видимо, рассказать о своих ощущениях никому не придется.
Нам несколько раз повторили: главное - безопасность
Камеры фиксируют все, что происходит наверху. Мы заметили и паучка
Стройка и война
История Дворцового моста была сложной. Дело в том, что строительство моста откладывалось, задерживалось, было приостановлено, и в конечном итоге мост сдали, но без архитектурной отделки. К тому же и в новейшее время у моста наступают "трудные времена".
По окончании строительства Благовещенского моста в 1856 году плашкоутный мост был передвинут вверх по течению, где занял место у Зимнего дворца. Позднее мост передвинули еще раз на 53 м - туда, где сейчас расположен современный Дворцовый мост. В 1896-м плашкоуты дали течь и затонули. Именно после этого городская управа задумалась о строительстве постоянного моста у Зимнего дворца.
Исаакиевский мост
К 1910 году через Неву существовали три постоянных переправы: Благовещенский, Литейный и Троицкий мосты. В 1911 был открыт Мост Петра Великого (Большеохтинский), а в 1916 — Дворцовый. История этого моста через Большую Неву - одного из самых романтичных и знаменитых — сложная и началась объявлением в 1901 году конкурса на проект моста. Кстати, конкурс на проект Моста Петра Великого был объявлен в этом же году.
Конкурсная комиссия была недовольна первым этапом по отбору проектов Дворцового моста - конкурс был продлен. В итоге с 1901-го по 1904-й были рассмотрены 46 проектов, свой вариант представила и французская фирма "Батиньоль", которая в это же время занималась строительством Троицкого моста. Но конкурс выиграло "Общество Коломенских заводов", проект Андрея Павловича Пшеницкого. Архитектурный проект был выполнен придворным архитектором Романом Мельцером в угоду вкусам Николая II. Примечательно, что в отличие от других разводных мостов подъемный механизм Дворцового решили разместить не у берега, а по центру 5-пролетного сооружения.
Водолазные работы
Строительство Дворцового моста
В 1911 году был подписан "Договор о постройке постоянного Дворцового моста", согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. Текст состоит из 40 пунктов.
Интересные факты из договора:
"Надзор городской Управы или исполнительной комиссии за постройкой моста отнюдь не слагает с общества Коломенского завода ответственности в случаях несоответствия моста утвержденному исполнительному проекту и неправильного действия моста, и такую ответственность общество принимает исключительно на себя"
"Все работы должны быть выполнены из русских материалов, русскими рабочими и русскими инженерами"
"Исполнение всех работ общество принимает на себя за оптовую сумму четыре миллиона четыреста тысяч рублей"
"Освидетельствование материалов до приступа к работе не избавляет общество от полной ответственности за доброкачественность работ, исполненных из этих материалов. И в случае если работы при их приемке будут найдены недоброкачественными или неправильно произведенными, то общество обязано разобрать забракованные работы и исполнить их вновь"
Строительство моста
"После предварительного приема моста общество гарантирует в течение одного года со дня приема прочность и правильность произведенных работ по сооружению моста, въездов и набережных за исключением нормального изнашивания мостового полотна, и в течение двух навигационных периодов правильность действий разводных механизмов".
Строительство моста началось в 1912 году, однако Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, помешала ходу строительства. Дворцовый мост был открыт для движения лишь 23 декабря 1916 года. Петербуржцы увидели постоянный разводной мост через Неву недостроенным: кладка опор не закончена, утвержденные архитектурные элементы отсутствовали, а перильные ограждения были деревянными.
Мост был сдан с деревянным настилом и деревянными ограждениями
Символ Петербурга
Фото: Антон Ваганов
Путь к тому, чтобы стать одним из главных символов Петербурга, у Дворцового моста был нелегким. Архитектурное оформление моста так и осталось в проекте. А уникальный с точки зрения инженерного замысла мост стоял с деревянными перилами и с временными "хибарками" на опорах.
Проект решетки Дворцового моста
Современный вид Дворцового моста
У Дворцового моста было самое сложное инженерное решение среди существовавших тогда в Петербурге разводных мостов. Он же первый мост в мировой практике с удачным решением системы замыкания в трехшарнирную арку. Каждое крыло уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса. При разводке моста его противовесы опускаются в колодцы опор. Они расположены на глубине до 6 м ниже уровня воды в реке.
Механизмы Республиканского моста (Дворцовый мост был переименован после революции 1917 года)
В 1932-1933 годах Ленинградский городской исполком объявил конкурс на архитектурное оформление моста. В 1939 году по проекту архитектора Льва Носкова появилось новое литое чугунное ограждение, конечно, с символикой времен СССР — современный вид совпадает с решетками конца 30-х годов. Только в 50-х годах деревянные парапеты на устоях и промежуточных опорах заменили на гранитные. В 1970-х мост подвергся капитальному ремонту: деревянный настил поверхности моста заменили, на разводных пролетах тяжелые чугунные решетки поменяли на алюминиевые. Тогда же модернизации подверглись и механические части Дворцового моста.
Мост в 60-х
Нынешние сотрудники "Мостотреста" вспоминают, как бывший начальник Юрий Петров мечтал возродить проект Романа Мельцера и сделать мост именно таким, каким его видел придворный архитектор. В архивах предприятия хранятся многочисленные чертежи, схемы, различные варианты плафонов фонарей, лепнина и скульптуры и т.д. Интересно, что эксперты того времени возражали против проекта с высокими башнями-маяками и обильного украшения скульптурой (орнаменты, картуши, императорские орлы). Позже Роман Мельцер разработал более простой вариант украшения моста: с освещением 12 фонарями, более низкими и не столь украшенными. Вариант был одобрен в 1915 году и получил "высочайшее утверждение".
Фонарь, спроектированный для Дворцового моста Романом Мельцером
Мост в XXI веке
Петербургская компания "Пилон" реконструирует Дворцовый мост через реку Неву за 2,68 млрд руб. Согласно протоколам госзаказа, ЗАО "Пилон" предложило цену контракта 2 млрд 689 млн 895 тыс. 632 руб. против первоначальной цены 2 млрд 763 млн 686 тыс. 50 руб. "Пилону" предстоит выполнить все работы за год и 7 месяцев. По предварительным данным, ремонт может начаться после завершения навигации.
К 2008 году, по сведениям ГУП "Мостотрест", Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Специалисты не раз заявляли о том, что необходим капитальный ремонт моста. Уникальный разводной механизм, который поднимает 700-тонные пролеты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.
Согласно проекту ЗАО "Институт "Стройпроект", на реконструкцию Дворцового моста потребуется около 18—20 месяцев и около 1 тыс. 500 тонн нового металла, стоимость капитального ремонта оценивалась в 2,9 млрд. руб. К слову, за последние 7 лет мост планировали закрыть на ремонт 4 раза.
Серьезнейшей проблемой стал регулярно дающий о себе знать в последние годы износ механизмов, отвечающих за разводку и сведение моста. "Сегодня ситуация такова, что заклинка при разводке может произойти в любую минуту, и тогда проводка судов станет невозможной. В этой связи чрезвычайно актуальна замена механизмов и оборудования разводки", — сообщил главный инженер проекта ЗАО "Институт "Стройпроект" Рустам Марценкевич.
По предварительным данным, реконструкция моста может начаться в сентябре этого года. Пока специалисты посещают мост практически каждый день, пошагово продумывая схему: как отремонтировать Дворцовый без полного коллапса в центре Петербурга.
Туристам и горожанам на заметку. Топ-5 точек для съемки Дворцового моста:
- Тучков мост. Мост может стать отличной площадкой для ночных съемок разводки Дворцового моста.
- Адмиралтейская набережная. При съемке с Адмиралтейской набережной в кадр могут попасть стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость. Но лучше это делать неподалеку от моста, так как обзору могут помешать многочисленные прогулочные кораблики, и от памятника Петру I кадр для семейного архива сделать будет сложно.
- Дворцовая набережная. Если фотографировать Дворцовый мост с Дворцовой набережной, то на снимках помимо моста появляются Академия наук, музей антропологии и этнографии. Точки съемки можно определить вдоль всего Зимнего дворца, фасад которого выходит на набережную.
- Стрелка Васильевского острова. В кадре может оказаться Адмиралтейство, купол Исаакиевского собора.
- С акватории Невы. Такая возможность есть у путешественников, которые ночью купят билет на прогулочный катер. Накануне разводки моста по его сторонам останавливается большое количество прогулочного водного транспорта.
Перед разводкой моста для всего водного транспорта загорается "красный"
Марина Беляева
Фото: из архива Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Мостотрест", Ксения Чепига, "Санкт-Петербург.ру"