Корреспондент "Санкт-Петербург.ру" буквально по следам Иосифа Бродского отправился в Норинскую - место, оставившее неизгладимый след в жизни поэта, чье творчество в последние годы становится все более популярным не только в его родном городе, но и в России в целом. Не будь ссылки в деревню Норинская, получил бы мир человека с сильным характером и трагичным мировоззрением, которое так пленяет?
В доме детства Бродского на Литейном проспекте, 24, уже не первый год создается музей поэта, в мае в день рождения Иосифа Александровича желающие могли посетить квартиру № 28. Высказывалась надежда, что музей-квартира начнет работать полным ходом в конце этого года или в начале следующего. Но недавно выяснилось, что создание музея Бродского заморожено из-за недостатка средств того, что с одним из настоящих жильцов квартиры - Ниной Федоровой - Фонд имени поэта к согласию так и не пришел. Пока квартира № 28 в доме Мурузи ждет лучших дней, почему бы не посетить место, сильно повлиявшее на поэта и его творчество.
Фото: norinskaya.ru
Ссылка Бродского
Те, кто хоть сколько-нибудь интересовались биографией поэта, знают, как несправедливо судили поэта. В 1964 году в СССР вышел указ Хрущева о борьбе с тунеядством – по этой статье проходили самые маргинальные группы общества, но с подачи Якова Лернера в их число попал и Иосиф Бродский. В этот период Лернер был главой народной дружины при институте «Гипрошахт».
До сих пор окончательно неясно, что послужило причиной такого «внимания» к Бродскому – идеологическая или личная неприязнь или отмашка сверху, но за год до появления закона в газете «Вечерний Ленинград» Лернер в соавторстве с еще несколькими людьми размещает статью, в которой обвиняет Иосифа Бродского в тунеядстве, паразитическом образе жизни и нелюбви к родине. Однако надвигающуюся грозу Бродский проигнорировал, так как был погружен в дела сердечные – тогда он расстался с любимой женщиной, Мариной (Марианной) Басмановой.
Та же газета в 1964 году публикует письма читателей с требованием наказать Бродского-тунеядца, и через несколько дней после публикации поэта арестовывают. Судьба неугодного обществу ленинградца была решена двумя заседаниями суда, всем известно второе – на набережной реки Фонтанки, 22. Некомпетентный и предвзятый суд отправил Иосифа Бродского на пять лет принудительных работ в отдаленную местность.
Все и дальше могло быть трагичным, если бы поэт не попал в деревню Норинская Архангельской области. Суд состоялся в марте, 8 апреля 1964 года Бродский уже был там, приписанным к работам на зернохранилище. В ссылке горожанин, не сталкивавшийся с физическим трудом, встретил на удивление понимающих и добрых людей, которые давали ему легкую по крестьянским меркам работу и не ругали, если что-то не получалось.
Один Бродский на два дома
В Норинской Иосиф Бродский прожил до 24 сентября 1965 года – стараниями друзей, в числе которых Анна Ахматова, Самуил Маршак, Дмитрий Шостакович и даже Жан-Поль Сартр, а также Генпрокуратуры ссылка завершилась намного раньше.
По прибытии в Норинскую вы увидите два дома с табличками, каждая из которых утверждает, что именно здесь Иосиф Бродский провел свою ссылку. Это не ошибка и не битва за туристов. Первый дом – дом семьи Мальцевых или исторически местной жительницы Таисии Пестеревой, к которой сперва подселили поэта. Однако прихожая, в которой разместили «тунеядца», была местом людным и прохладным, и уже через три дня Бродскому нашли новый дом, под крылом у бригадира Константина Пестерева и его жены Анастасии (бабы Насти), который определял поэта на самые легкие по сельским меркам работы. Но о жизни Иосифа Бродского в Норинской больше всего нам известно по рассказам именно Таисии Пестеревой.
Она рассказывала, как не ладилась работа у поэта – он быстро начинал задыхаться, на руках появлялись мозоли. При этом за полтора года Бродский успел попробовать себя бондарем, кровельщиком, возницей, пастухом, научился трелевать бревна, готовить жерди для изгородей, выгребать навоз, лопатить зерно и многое другое. При том, что поэт находился в ссылке и был на заметке у местных представителей надзора, он частенько опаздывал на работы, потому что любил подольше поспать (за что в конечном счете получил предупреждение). Правоохранители про него не забывали и минимум раз в месяц приезжали с обысками.
Дом-музей Иосифа Бродского
Официальное название музея - "Норинская: вдохновение Бродским", всю необходимую информацию о пути можно узнать на сайте заведения, а также записаться на экскурсию. Вас проведут по большому деревянному дому и покажут не только комнату за печкой, в которой жил поэт (кстати, такого личного пространства у Бродского не было даже в родной квартире на Литейном проспекте), но и познакомят с бытом середины прошлого века.
В бывшей комнате Бродского хранятся личные вещи поэта - печатная машинка, книги (в том числе, которые он брал в местной библиотеке), рисунки и многое другое. Там туристам даже разрешают полежать на диване - точной копии того, на котором Бродский отдыхал и ловил вдохновение. К сожалению, при реставрации дома-музея, которая завершилась не так давно, пришлось заменить большую часть бревен, из которых сложен дом, однако это не мешает проникнуться его историей. В письмах близким Бродский рассказывает, что для борьбы с клопами сельчане обклеивали бревна внутри домов старыми газетами – ими Бродский обклеил потолок, газеты можно увидеть в доме-музее и сейчас. Мебели изначально в комнате не было (ее не было ни у кого в деревне) - дощатый стол, машинку, керосинку и письменные принадлежности Бродскому прислала Ахматова.
Благодаря воспоминаниям Таисии Пестеревой, сына Константина и бабы Насти в доме-музее в Норинской обстановка жилья поэта полностью соответствует оригинальной, а силами района в России есть единственный действующий музей имени Бродского.
Альтернативное знакомство с жизнью Иосифа Бродского в Норинской предлагают Мальцевы, которые собственными силами восстановили старый деревянный дом Таисии Пестеревой напротив дома-музея: в атмосфере гостеприимного крестьянского дома туристы смогут переночевать, греясь у настоящей русской печи, сходить в баню по-черному и попробовать здоровую сельскую еду. Кстати, любимым лакомством Бродского в Норинской были местные пряники, которые производятся и по сей день.
Подробней о литературном творчестве поэта в Норинской можно узнать в библиотеке в Коноше – единственной в мире, носящей имя поэта.
Фото: norinskaya.ru
Фото: Антон Чеплагин
Таисия Пестерева
Фото: pictures29.ru
Фото: togdazine.ru
О чем позаботиться заранее
Перед тем, как отправиться к месту ссылки Бродского, обязательно нужно связаться с представителями дома-музея, в котором некогда «гостил» Иосиф Александрович, или с семьей Мальцевых, которые владеют домом напротив.
Дело в том, что сегодня Норинская полностью покинута, три года назад по официальной переписи в ней проживал лишь один (!) человек. Сейчас в деревне нет постоянных жителей. Единственные обитатели – сотрудники музея Бродского и Мальцевы – супруги Анатолий и Елена, которые живут в другом населенном пункте, а в Норинскую приезжают принимать туристов и поддерживать состояние двухвекового дома, который купили несколько лет назад.
Не лишним также будет напомнить о российских дорогах. Несмотря на развитие туризма в Архангельской области и росте к региону интереса приезжих, кое-где состояние дорог оставляет желать лучшего, поэтому оптимальный вариант для поездки – внедорожник. Также, если вы планируете неспешное знакомство с областью, включающее остановки с ночевками, готовьте денежки. То есть наличные – по пути вы встретите не так много банкоматов, как хотелось бы (речь идет лишь о «Сбербанке»).
И погода. В Архангельской области она как русская рулетка – повезет - не повезет. Обязательно надо взять дождевик или непромокаемую одежду. И не пренебрегайте хорошей обувью.
Маршрут
От Архангельска до Норинской без остановок и осмотров достопримечательностей чуть больше 600 км:
- Архангельск (0 км, далее – расстояние от Архангельска)
- Холмогоры, Холмогорский район (94 км)
- Двинской Березник, Виноградовский район (267 км)
- Шенкурск, Шенкурский район (378 км)
- Вельск, Велский район (508 км)
- Норинская, Коношский район (613 км)
Данный маршрут позволит потратить на путь до Норинской не больше суток и не устать. Конечно, если вы литературный паломник и вашей целью является лишь эта деревня. По пути из Архангельска в Норинскую можно увидеть множество интересного, что, однако, увеличит ваш путь в полтора раза (об альтернативном маршруте в следующем материале «Санкт-Петербург.ру»).
Норинская для Бродского
Норинская стала очень значимым этапом в жизни ленинградского поэта – в местной газете «Коношский курьер» официально опубликовали первое стихотворение Бродского «А. Буров – тракторист – и я», ссылка показала, кто его настоящие друзья, в ссылке Бродский занялся английским – Анна Ахматова присылала ему английскую литературу в оригинале. В конце концов, ссылка не сломила Бродского, а вдохновила - в этот период поэт написал более полутора сотен стихов.
Когда Бродского спросили, может ли он сравнить свою ссылку с изгнанием Овидия из Рима, поэт ответил, что Овидия выслали не только в неблагоприятную среду, где люди не только говорили на другом языке, но и отстали от развития. Его же, по его словам, выслали в развитую среду, поэтому он не может чувствовать унижения или насилия.
Иосиф Бродский о Норинской:
«Я был тогда городским парнем и, если бы не эта деревенька, им бы и остался. Возможно, я был бы интеллектуалом, читающим книги – Кафку, Ницше и других, эта деревня дала мне нечто, за что я всегда буду благодарен КГБ, поскольку, когда в шесть часов утра идешь по полю на работу, и встает солнце, и на дворе зима, осень или весна, начинаешь понимать, что в то же самое время половина жителей моей страны, половина народа делает то же самое. И это дает прекрасное ощущение связи с народом. За это я был безумно благодарен – скорее судьбе, чем милиции и службе безопасности. Для меня это был огромный опыт, который в какой-то мере спас меня от судьбы городского парня».
Фото: norinskaya.ru