Петербургскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры сегодня, 28 октября, исполнилось 50 лет.
Организацию поздравил глава городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. На встрече ведущих специалистов в области охраны памятников, которая прошла в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, он сказал о важности ВООПИиК в жизни обществе.
"2016 год в России проходит под эгидой юбилея Всероссийского общества охраны памятников. 50 лет для общественной организации в России – это очень большой срок. Как вы помните, в советское время почти все состояли хотя бы в одном из четырех обществ – обществе охраны памятников, обществе охраны природы, обществе спасения на водах и обществе Красного Креста и Красного Полумесяца. Для нас, конечно, особенно важно, что именно общество охраны памятников и по сей день объединяет людей", — заявил председатель КГИОП.
В честь юбилея ВООПИиК "Санкт-Петербург.ру" собрал пять важных побед организации по спасению городских исторических зданий.
Блокадная подстанция на Фонтанке
Тяговая подстанция № 11, расположенная у Цирка на Фонтанке, существует с начала 1930-х годов. Во время блокады Ленинграда с ее помощью была восстановлена подача электроэнергии для трамваев. Этот вид транспорта был единственным, который работал на протяжении практически всей блокады, с помощью трамваев перемещали грузы и перевозили людей.
В 2009 году Смольный отдал территорию подстанции ЛСР под возведение гостиничного комплекса. ВООПИиК смогло добиться сохранения исторического здания лишь весной 2016 года. После многочисленных историко-культурных экспертиз в марте 2016 года большинство членов Совета по сохранению культурного наследия все-таки проголосовали за включение подстанции в реестр объектов культурного наследия.
Фото: smi2.mirtesen.ru
Конюшенное ведомство на Мойке
Первое здание Конюшенного двора было построено еще в 1720-1723 годах. Спустя почти 300 лет, в 2010 году компания "Оранж-Девелопмент" арендовала у Смольного комплекс зданий бывшего Конюшенного ведомства для реставрации под апарт-отель.
Несмотря на то, что компания обещала сохранить исторический облик зданий, являющихся памятником архитектуры, градозащитники и активисты выступали против возведения апарт-отеля. Летом 2015 года стало известно, что Конюшенное ведомство все-таки вернут в собственность Петербурга. Позднее его передали Государственному музею истории. В настоящее время фасад ведомства находится в аварийном состоянии.
Фото: s-bc.ru
Лопухинский сад
Парк в Петроградском районе расположен на нечетной стороне Каменноостровского проспекта между улицей Академика Павлова и Малой Невкой. Современный внешний вид сада появился по заказу купца В. Ф. Громова в середине XIX века.
С 2008 года компания RBI собиралась построить в саду гостиницу. Споры о возможности строительства продолжались на протяжении многих лет. Компания владеет лодочной станцией на территории Лопухинского сада и арендует часть береговой полосы, где и пыталась возвести отель. Но экспертиза ВООПИиК установила, что весь сад является историческим памятником, на котором невозможно строительство.
RBI пытался оспорить это собственными экспертизами, которые все-таки были отклонены. Осенью 2015 года КГИОП окончательно утвердил границы объекта культурного наследия "Лопухинский сад". Граница проходит вдоль внешней ограды по территории всего сада, в нее вошла и лодочная станция. На территории сада запрещено капитальное строительство и проведение строительных и других работ.
Фото: 2do2go.ru
Дом Шагина на Фонтанке
Историческим зданием Зыкова (Шагина) на набережной реки Фонтанки, 145б, с 2008 года занималось ЗАО "Нежилой фонд консалт". Инвестор планировал возвести трехзвездочный отель на 133 номера. Между тем, зимой 2012 года начался снос дома, в том числе дворовых флигелей. Их успели снести полностью, а сами работы по реставрации фактически не были проведены.
Дом, построенный в конце XIX века, при участии ВООПИиК признали региональным памятником лишь в 2015 году. В октябре того же года истек срок реконструкции, и в августе 2016 года вице-губернатор Петербурга Игорь Албин поручил расторгнуть инвестиционный договор.
Фото: w3w.karpovka.net
Пакгауз Варшавского вокзала
История пакгауза бывшего Варшавского вокзала, расположенного на набережной Обводного канала, 118, корпус, 5, литера Г5, сложилась трагически. В начале 2013 года здание заняли левые активисты и градозащитники, которые были убеждены в том, что пакгаузу угрожает снос. В марте 2013 года пакгауз № 2 действительно демонтировали.
Параллельно ВООПИиК проводило историко-культурную экспертизу, по итогам которой в апреле того же разрушенный пакгауз признали региональным памятником. В список объектов культурного наследия позднее вошли и другие постройки комплекса вокзала.
Снос пакгауза провели по заказу ООО "Центр европейского социального обслуживания «Комфорт»", ответственность за это никто так и не понес. Нынешний землевладелец ООО "Развитие" через суд потребовал снять разрушенное здание с охраны. Суд трижды менял свое решение, и в апреле 2016 года принял решение снять охранный статус здания. Однако за несколько дней до этого в проекте планировки территории за Варшавским вокзалом, утвержденной Смольным, пакгауз был учтен как памятник.