После того, как в сети появился список подписавших письмо поддержки к президенту, в соцсетях появились и списки не подписавших обращение. Однако даже среди тех, кто свою подпись поставил, единства мнений нет. Так, например, художественный руководитель БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий опубликовал на своей странице в Facebook развернутый комментарий относительно того, при каких обстоятельствах и почему его имя появилось под обращением. "Мне позвонили-попросили (приятный женский голос секретаря), - пишет режиссер. - Руки не выкручивали, иголки под ногти не вгоняли, и вообще-то я ехал на Ленинградский в Москве вокзал. Ну, сказали, конечно, что как ТАКОЙ-ТО и ТАКОЙ-ТО я должен поддержать ТАКОГО-ТО в его позиции, иначе какой же ты ТАКОЙ-ТО РУКОВОДИТЕЛЬ ВВЕРЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Я спросил приятный женский голос (не могу сказать, что по наивности) объяснить, в чем суть официальной позиции ТАКОГО-ТО, которую просят поддержать, услышал молчание в ответ, понял, что там затрудняются, но с ответом торопят, видимо, дело серьезное". Далее режиссер пишет, что ознакомился с позицией президента из официальных источников и приводит цитаты Владимира Путина. От себя Андрей Могучий добавил: "Трудно спорить. Я тоже так думаю. Очевидно, что все происходящее только часть сложносочиненной игры, мне до конца неведомой. Очевидно, что жучки и бабочки PR, высококвалифицированные кукловоды сидят по обе стороны баррикад. Искусство должно быть свободно. Нельзя привязывать художника к политике, к своей системе взглядов и ценностей (причем в такой вот выше описанной, неуклюжей ситуации "телефонной" подписи) - можно получить совершенно обратный эффект". Режиссер не отказывается от своей "телефонной подписи", но считает, что свою позицию художник должен выражать в творчестве. А насчет коллективного письма заметил: "Я сделал вывод, что подобное - в первый и последний раз".
Минкульт: Люди обращаются к нам сами с просьбой включить их в этот список
Глава Агентства журналистских расследований Андрей Константинов опубликовал колонку, в которой признается, что его подпись под документом поставили "заочно". "В ситуации с Украиной я полагаю, что в позиции России правоты больше, - пишет Константинов. - Мне представляется, что российская сторона обладает значительным превосходством на правовом, юридическом поле — с точки зрения международного права". Выражая антипатию к Виктору Януковичу, журналист отмечает: "При наличии всех этих вопросов к правительству и к президенту я считаю, что в этом конфликте нельзя занимать позицию нейтрального наблюдателя. Мужчина должен уметь определяться. И в правовом, и в историческом, и в эмоциональном плане позиция России убедительнее и сильнее". В то же время журналист и писатель не собирается подавать в суд на тех, кто поставил под обращением его подпись. Да и деятелем культуры себя не считает.
Совесть нации
Между тем в соцсети уже появились списки тех, кто обращение не подписал и кого оппозиционно настроенная часть общества неофициально окрестила "совестью нации". Среди них - народный артист СССР и актер того же БДТ им. Товстоногова Олег Басилашвили. "Санкт-Петербург.ру" спросил у артиста, обращались ли к нему с просьбой подписать письмо. "А что, там стоит моя подпись? - сразу же спросил артист. - Нет, я не подписывал. Потому что некоторые формулировки, которые есть в обращении, меня не устраивают. Мне не хотелось бы говорить о том, какие именно".
Объяснил, почему не подписался под обращением, и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Для Эрмитажа это совершенно конкретные вещи, - рассказал Пиотровский в эфире "Эха Петербурга". - Нам нужно сохранить традиционные научные и археологические связи. У нас на Украине работают 9 экспедиций. 7 из них в Крыму. У нас 7 долгосрочных соглашений о сотрудничестве с научными учреждениями Украины и Крыма". Также Михаил Борисович отметил, что, по его мнению, напряжение в ситуации на Украине не так уж сильно. "Президент знает что делать. А мы должны напоминать о том многовековом культурном контексте, который окружает, скажем так, юг России и юг Украины — Крым".
"Санкт-Петербург.ру" обратился в Министерство культуры, чтобы выяснить, как именно идет сбор подписей под обращением. Оказалось, что подписи ставят в массовом порядке. "Никакого сбора подписей у нас нет, - сказали в министерстве. - Люди обращаются к нам сами с просьбой включить их в этот список. Звонки раздаются каждую минуту, письма - в минуту несколько штук. Реально обращений гораздо больше, чем количество людей в списке на сайте. Мы собираем все обращения, вычитываем списки и только потом публикуем".