Скорее наоборот. Его работу очень высоко оценивают и архитекторы, и градозащитники: "в народе" Комлев заработал репутацию самого компетентного сотрудника комитета, при этом искренне болеющего за сохранение исторического наследия Петербурга - да и не только Петербурга.
Алексей Валентинович Комлев - архитектор, член Санкт-Петербургского Союза архитекторов и Союза архитекторов России, работает в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с 1994 года, в 1998-м был назначен заместителем председателя - начальником Управления - главным архитектором КГИОП, с 2008 года является первым заместителем председателя КГИОП. Он является членом Городской инвестиционно-тендерной комиссии, Комиссии по строительству, членом Совета по сохранению культурного наследия и Совета по вопросам развития предпринимательства при Правительстве Санкт-Петербурга, Коллегии советников, а также председателем Государственной экзаменационной комиссии по переподготовке реставрационных кадров при СПбГАСУ.
Комлев в качестве члена рабочей группы Комиссии по культуре Государственной Думы РФ принимал активное участие в разработке проекта Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", также во многом благодаря ему в Петербурге был разработаны законы, обеспечивающие защиту исторических зданий и исторического ландшафта, контролем за соблюдением которых Комлев сейчас и занимается.
Так, в 2005 году был принят закон "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", впервые связавший охранные зоны с генеральным планом города, а также регламент высотной застройки. В конце 2008 года появился закон "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон", который закрепил режимы защиты архитектурного и природного ландшафта Петербурга, исторической городской среды, ключевых силуэтов и панорам, открытых городских пространств и т.д.. По мнению экспертов, этот документ стал компромиссным решением между обязанностью сохранять историческое наследие города и потребностью обеспечить его развитие.
Алексей Комлев также всегда придерживался точки зрения о том, что историческая и культурная экспертиза памятников культуры должна проводиться за счет государства, а не инвесторов, заинтересованных в конкретном результате. По его словам, до принятия соответствующих законов ему постоянно приходилось сталкиваться с результатам экспертиз, где утверждалось, что то или иное строение подлежит сносу только потому, что его реставрация обойдется слишком дорого - и ратовал за разработку схем, которые могли бы заинтересовать инвесторов в реставрации объекта.
Один из примеров удачного применения нестандартных решений - это знаменитый Дом Зингера, по поводу реставрации которого было много споров, но в результате Петербург получил отреставрированное здание, сохранившее историческую "начинку" в виде "Дома Книги", и в том, что это произошло - немалая личная заслуга Алексея Комлева.
При этом Комлев является чуть ли не единственным членом КГИОП, который прямо и открыто высказывал свою позицию (часто не совпадающую с "генеральной линией" по многим сомнительным проектам - и по мере сил противодействовал их строительству. Здесь можно вспомнить историю с "Литературным домом" или многолетние войны вокруг "Охта Центра". Алексей Комлев не поддержал этот проект при голосовании (оказавшись при этом в "меньшинстве") и был в числе тех немногих чиновников, которые открыто высказывались против строительства "кукурузины", выступая за вынесение этого вопроса на городской референдум. "Мы воспринимаем город в основном из центра, с набережных, а это потрясающая панорама - в хорошую погоду здание высотой триста метров будет видно из любой точки исторического центра", - говорил он.
Также Комлев был в числе тех, кто голосовал против разрешения на отклонение от высотных параметров для "Лахта центра" и заявил о необходимости проведения "экспертизы визуального влияния объекта на ближние панорамы, например, ансамбля Елагина дворца" и том, что видеопрезентация "продемонстрировала шокирующее вмешательство в панорамы города". Так что тому, что очередной архитектурный монстр пока не возводится, Петербург тоже обязан своему "чиновнику-градозащитнику".
Нынешняя деятельность Комлева в КГИОП состоит в проверке всех городских проектов на соответствие 827-ому закону. И именно благодаря тому, что он этим занимается, на улицах исторического центра не спешат появляться стеклянно-бетонные монстры.
Проект "Адаманта" на Исаакиевской площади никак не может пройти согласование потому, что нарушает высотный регламент - и Комлев уже дважды подписывал документ о несоответствии закону.
Так что представителям "Градозащиты", видимо, придется поискать кандидата на должность "главного врага исторического центра"
где-нибудь в другом месте. А если обвинять в этом Комлева - все равно что, к примеру, возложить ответственность за снос "Литературного дома" на "Живой город" или ВООПиК. Уровень соответствия изложенных фактов действительности будет примерно одинаковым. А "разрушителями Петербурга" в данном случае следует назвать скорее саму коалицию "Градозащита", настаивающую на отставке чиновника, который уже много лет ратует за сохранение исторического облика Северной столицы.