Известный французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал на своих страницах две карикатуры, связанные с авиакатастрофой в Египте, в которой погибли 224 человека.
На одной из карикатур изображен условный боевик «Исламского государства» (организация запрещена в России), на голову которого падают обломки самолета. Подпись к рисунку гласит: «ИГИЛ: Российская авиация усиливает бомбардировки».
Вторая карикатура, где изображен череп, подписана так: «Опасности российских лоукостеров». «Лучше бы я полетел рейсом Air Cocaine», - говорит череп, отсылая к скандалу с французским самолетом, на котором было найдено 700 кг кокаина.
Обе карикатуры размещены на последней странице вышедшего на этой неделе номера Charlie Hebdo в рубрике "Обложки, которых вы избежали". В этом разделе журнал обычно публикует варианты рисунков, которые были предложены сотрудниками редакции для оформления титульной страницы выпуска, однако в конечном итоге были отвергнуты.
Последняя обложка журнала, где были опубликованы карикатуры на крушение A321.
Фото: Charlie Hebdo
Кроме Charlie Hebdo, карикатуру на крушение A321 также опубликовало корейское издание The Korea Times. На рисунке газеты изображена смерть с косой (на ее робе написано «судьба»), стоящая над разбившимся самолетом. Также на карикатуре есть птица с автоматом, изображающая «исламистов в Синае». «Когда кто-то присваивает результаты твоей работы», - говорится в подписи к рисунку.
Санкт-Петербург.ру подробно объясняет, что имели ввиду французские и корейские «юмористы», а также мы собрали комментарии политиков относительно "несмешных рисунков".
Фото: Charlie Hebdo
ИГ и «Air Cocaine»
Все три карикатуры связаны с ИГ неслучайно. Одна из версий крушения российского самолета – теракт. На возможность теракта указывают сразу несколько деталей: при расшифровке бортовых самописцев эксперты услышали «нехарактерные для штатного полета звуки» в момент исчезновения лайнера с радаров, а у пассажиров А321 были обнаружены взрывные травмы.
Кроме того, лайнер не подавал «заранее» никаких сигналов бедствия, самолет разрушился в воздухе (его детали раскидало на 30 кв. км), плюсом ко всему на территории нашли много инородных элементов, не относящихся к самолету. Также стало известно, что американский спутник зарегистрировал тепловую вспышку над Синаем как раз тогда, когда падал российский самолет.
Говорить о точных выводах рано, но эксперты из России, Египта, Франции и США спорят о том, могла ли это быть бомба, либо самолет был сбит зенитным комплексом.
Что касается «Air Cocaine» - это громкое французское дело 2013 года о перевозке наркотиков. В аэропорту Пунта-Кана в Доминиканской Республике были арестованы (и приговорены к 20 годам тюрьмы) два французских пилота. Они перевозили наркотики между Доминиканой и французским курортом Сен-Тропе на самолете Dassault Falcon 50. Интересно, что этим самолетом не менее трех раз пользовался экс-президент Франции Николя Саркози (друг президента РФ Владимира Путина).
Реакция французских властей: «Журналисты свободно выражают свое мнение»
Официальный представитель МИД Франции карикатуры Charlie Hebdo прокомментировал довольно спокойно. Он заявил, что журналисты во Франции свободно выражают свое мнение, которое не всегда совпадает с мнением официальных властей.
«В субботу, как только мы узнали об этой страшной трагедии, мы были в числе первых, выразивших соболезнования руководству и народу России», - добавил он.
Во французском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что Франция направила к месту аварии экспертов из Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации, которые в настоящее время продолжают работать совместно с египетскими и российскими коллегами.
«Мы воздерживаемся от любых комментариев по поводу причин этой трагедии, так как идет расследование», - подытожили в ведомстве.
Фото: Charlie Hebdo
Реакция Кремля: «Это кощунство»
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал опубликованные французским сатирическим журналом Charlie Hebdo карикатуры на тему авиакатастрофы немногословно: «У нас в стране это называется очень емким словом - кощунство. Это не имеет отношения ни к демократии, ни к самовыражению, ни к чему - это кощунство», — заявил он.
Кроме того, Песков назвал Charlie Hebdo «весьма спорным изданием», существование которого было бы «абсолютно неуместно в нашей общественной системе, в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране». Также он заметил, что искал с коллегами карикатуры на теракт, произошедший в январе 2015 года в редакции этого журнала (были расстреляны 12 человек), но не нашел подобных карикатур.
Реакция отдельных российских политиков
Кроме официального заявления Кремля, политики высказались и по отдельности. Среди ярких слов – подонки, вопиющий цинизм, публичная некрофилия и другие.
«Они потеряли всякий стыд. Это подонки. Пускай меня услышат во Франции те, кто поддерживал редакцию во время кризиса, который был в начале года», - заявил Александр Романович, зампредседателя комитета Госдумы по международным делам.
В свою очередь, Иван Мельников, первый заместитель председателя Госдумы призвал общественность Франции дать оценку поступку журнала: «Конечно, эти карикатуры о трагедии с самолетом журнала Charlie Hebdo по своей сути - не сатира, а грязная издевка, и оценивать все это можно только как вопиющий цинизм».
«Вместо того чтобы объявить траур, люди сумели еще и заработать на чужом горе, поплясать на костях, крови своих коллег. Ничего человеческого не остается. То, что мы видим, - это демонстрация того оскотинивания, к которому так стремится в кавычках «толерантное европейское общество. Что еще не пробовали? Ну только что трупы не едят. Для меня же случившееся - публичная некрофилия. Мне кажется, что работы Charlie Hebdo переплюнули всех: это не карикатура, а аморальное глумливое извращение. Это вопрос этики, на который должны обратить внимание в ЮНЕСКО», - эмоционально высказался Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ.
Мария Захарова, официальный представитель МИД России, на своей странице в Facebook кратко и неоднозначно спросила: "Еще кто-то Шарли?".
Захарова имеет ввиду акцию поддержки журнала после расстрела в нем 12 человек, среди которых были художники журнала и полицейские. Ответственность за теракт взяли на себя боевики террористических организаций «Аль-Каида» (организация запрещена в России) и «Исламское государство Ирака и Леванта» (организация запрещена в России). Они напали на газету за публикацию о пророке Мухаммеде. Впоследствии в Charlie Hebdo отказались от карикатур на него.
Фото: theins.ru
Слова негодования из Петербурга
Депутат петербургского Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский назвал "мерзким" и "отвратительным" «то, что сейчас сделали карикатуристы из «Шарли». "Если кто-то считает это шуткой юмора, мне его жаль. Это столь же мерзко, как и карикатура с утонувшим мальчиком. Поэтому я не читатель этого журнала, никогда его не куплю и другим не посоветую. Потому что противно», - написал на своей странице в Facebook.
Между тем, Вишневский подчеркнул, что расправу над сотрудниками журнала ни в коем случае нельзя оправдать их деятельностью.
Однако негативнее всего депутат оценил реакцию правительства на произошедшую катастрофу. По мнению Вишневского, «не менее, а то и более мерзко очень многое из того, что говорится и показывается в России».
«Начиная с отвратительного «малайзийский Боинг упал, потому что был тяжелее воздуха» и заканчивая двухдневным молчанием первых лиц страны после гибели самолета в Египте и их очевидным страхом перед возможной связью гибели самолета и военной операции в Сирии. И это куда важнее и страшнее для нас, чем самые мерзкие карикатуры во французском издании, которого практически нет в России», - уверен Борис Вишневский.
Charlie Hebdo: «Мы просто делаем свою работу»
После шквала критики, главному редактору Charlie Hebdo ничего не оставалось, как ответить на публичные критические заявления.
«Я этого просто не понимаю. Мы - светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания», - заявил Жерар Бриар.
В итоге стало известно, что председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержки соотечественников за рубежом Елена Сутормина направит обращение комиссару Совета Европы по правам человека Нилсу Муйжниексу и международной правозащитной организации "Репортеры без границ" с просьбой осудить журнал Charlie Hebdo за публикацию карикатур о крушении российского самолета А321 в Египте.