За сегодняшний день появились ряд новостей, которые заставляют всерьез задуматься о возможности теракта на борту российского самолета Airbus A321, разбившегося в субботу в Египте.
Во-первых, при расшифровке бортовых самописцев эксперты услышали «нехарактерные для штатного полета звуки» в момент исчезновения лайнера с радаров, а у пассажиров А321 обнаружены взрывные травмы Во-вторых, установлено, что «за четыре минуты до исчезновения самолета с радаров ситуация оставалась штатной», то есть лайнер не подавал «заранее» никаких сигналов бедствия.
Третья указывающая на теракт деталь – это инородные элементы, найденные в районе крушения, которые совершенно не относятся к конструкции разбившегося самолета.
Также стало известно, что американский спутник дальнего обнаружения инфракрасного излучения зарегистрировал тепловую вспышку над Синайским полуостровом как раз тогда, когда падал российский самолет. Говорят, что это мог бы взрыв бомбы, также есть вероятность взрыва в топливном баке из-за неисправности оборудования. Тепловая вспышка произошла в воздухе, а не на земле.
Тепловая вспышка, конечно, могла быть и не связана с авиакатастрофой, но вероятность совпадения крайне мала. Особенно если учесть тот факт, что еще 1 ноября сообщалось о том, что A321 разрушился в воздухе (подтвержденный факт).
Санкт-Петербург.ру собрал всю возможную информацию о возможности теракта на борту самолета, а также мог ли он быть связан с нынешней ситуацией в Сирии – российские ВКС уже месяц с небольшим бомбят там террористическую организацию «Исламское государство» (запрещена в России).
«Когалымавиа» верит в теракт
Представители авиакомпании «Когалымавиа» заявили на своей пресс-конференции, что из версий крушения самолета полностью исключают человеческий фактор и технические неполадки. Журналисты заметили, что из этого следует только версия внешнего воздействия. В компании ответили, что не будут называть слово «теракт», но единственной объяснимой причиной может быть только механическое воздействие на самолет.
Нет таких сочетаний отказов систем, которые могли бы привести к разрушению в воздухе, считают в компании. Не могла стать причиной и разгерметизация: в этом случае экипаж и пассажиры надевают кислородные маски, самолет совершает аварийную посадку на запасном аэродроме.
Первое, что выяснили после крушения – экипаж на борту был профессиональный, самолет прошел все соответствующие проверки, а в его баки было залито необходимое топливо, а не «что-нибудь другое».
Фото: Ahmed Gomaa/ТАСС
Причастность к катастрофе боевиков ИГ
Регион, в котором разбился самолет, не самый «горячий», но и далеко не мирный. Там гнездятся боевики исламистской организации «Ансар Бейт аль-Макдис», считающейся крылом «Аль-Каиды» (организация запрещена в России). В начале октября в зарубежных СМИ появилась информация, что синайские исламисты присягнули на верность ИГ.
В связи с операцией в Сирии исламисты призвали к джихаду (священной войне) против западных стран, в том числе России, а после гибели лайнера ИГ (организация запрещена в России) даже взяли на себя ответственность за теракт. Позднее это было опровергнуто российской стороной.
Кроме того, многие специалисты говорят о том, что теракт с земли маловероятен – у местных боевиков просто нет такого оружия, из которого можно было бы попасть по самолету, летящему на высоте 8-10 тыс. метров. Стоит отметить, что некоторые из экспертов все же склонны верить в наличие у террористов «нужного оружия».
Однако, несмотря на «маловероятность» теракта, после катастрофы о прекращении полетов над Синайским полуостровом объявили сразу несколько крупных авиакомпаний - Air France, Lufthansa и Emirates. «Аэрофлот» заверил, что вообще там не летает, также о приостановке полетов над Синаем объявила и сама «Когалымавиа».
Во Франции и США допускают вероятность теракта
Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер считает, что A321 «Когалымавиа» над Синаем могли сбить террористы ИГ, но вероятность этого невелика, передает The New York Times.
Клэппер заявил журналистам в Вашингтоне, что «прямого доказательства причастности какой-либо террористической группировки к крушению самолета А321 еще нет». Однако, по его словам, ИГ все же контролирует отдельные участки Синайского полуострова в Египте.
По мнению авиационного эксперта, из Франции Роберта Галана, варианты сводятся к двум: саботаж или взрывное устройство. Версию саботажа авиакомпания опровергла: по словам замгендиректора авиакомпании Андрея Аверьянова, «никакие египетские техники к нашим самолетам не подходят».
Фото: РИА Новости
Бомба на борту
Наиболее вероятной причиной крушения лайнера «Когалымавиа» на Синае является пронос взрывного устройства на борт самолета, говорится в отчете американского аналитического агентство Stratfor. Об этом пишут «Ведомости».
«Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту», – говорится в докладе Stratfor.
Агентство практически исключает вариант того, что джихадисты на Синае сбили самолет из переносного зенитно-ракетного комплекса. По мнению аналитиков, «к разрушению лайнера в воздухе не мог привести и отказ электрооборудования. В этом случае пилоты могли бы маневрировать до соприкосновения лайнера с землей».
Не нужно связывать авиакатастрофу с Сирией
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выступил с заявлением для журналистов, в котором передал позицию Кремля о возможной причастности к авиакатастрофе на Синае боевиков «Исламского государства».
«Какие-то гипотетические размышления на этот счет неуместны. И потом, это абсолютно разные измерения, абсолютно разные вопросы. Не нужно это увязывать», - ответил Дмитрий Песков на вопрос, может ли повлиять на ход сирийской операции РФ подтверждение версии теракта в качестве причины катастрофы.
Что касается других причин катастрофы, Песков сказал, что "пока никаких новых данных мы не имеем, пока идет расследование", то есть о каких-либо гипотезах говорить еще рано.
Самолет Airbus А321 с 224 людьми на борту разбился в Египте 31 октября. Выживших нет.