Подследственные высказывают две основных претензии: содержание больных с целым "букетом" разных заболеваний в одной больнице и лечение всех "Тубазидом" - лекарством с мощными побочными эффектами. "Санкт-Петербург.ру" выяснил, обоснованы ли жалобы на препарат и как врач должен обращаться с пациентом, вне зависимости от его социального положения.
"Большинство из нас - подследственные, т.е. люди, еще не признанные преступниками по суду, - подчеркивается в обращении. - Все мы больны туберкулезом, тяжелым и трудноизлечимым заболеванием, требующим длительного специализированного лечения и квалифицированной помощи. Значительная часть заключенных, к тому же, кроме туберкулеза, поражена еще и СПИДом, гепатитом В и С, циррозом печени, что еще сильнее затрудняет излечение. Но получается так, что вместе со свободой у нас отняли и те основные человеческие права, которые даются каждому гражданину от рождения - право на гуманное, человеческое отношение, право на медицинскую помощь".
Мы обратились в Ленинградской областной противотуберкулезный диспансер с вопросом, могут ли люди с таким "букетом" заболеваний содержаться в одной больнице при изоляторе. "Есть система УФСИН, в ведении которой находятся подследственные больные, - сказал главный врач диспансера Юрий Корнеев. - Если они перестают быть конвоируемыми, то их обязаны принять мы. Но пока они под следствием, должны содержаться там. Что касается наличия у заключенных разных заболеваний - это же не "Кресты", где в одной камере содержится по 180 человек. Сейчас ведь каждый третий больной туберкулезом болен и СПИДом. Разница в том, что туберкулез - заразен и передается воздушно-капельным путем. Можно ли больного туберкулезом содержать в одной камере или палате с больным СПИДом? Чисто по эпидемиологическим соображением, да. Если они там не будут друг друга насиловать".
"Санкт-Петербург.ру" постарался разобраться и с претензиями в адрес лекарственного препарата, которым лечат больных в СИЗО. "Врачи не сообщают больным о состоянии их здоровья, планах лечения, не проводят никаких процедур, не отвечают на вопросы. С таким "лечением" можно погибнуть и не от туберкулеза. Нередки случаи острого помешательства и суицидальных порывов из-за разрушающего действия препарата "Тубазид" на головной мозг", - сообщается в обращении.
"Тубазид" - самый эффективный препарат против туберкулеза, - считает врач Юрий Корнеев. - Без него лечение обречено на провал. Понятно, что это тяжелый препарат, потому что это химия. Но что, онкобольные химию легко переносят? Это лекарство нужно именно переносить. А чтобы легче было переносить, надо меньше пить. Надо ведь понимать, что мы лечим: туберкулез - это двоюродная сестра проказы".
"Информация о тяжелом заболевании пациента может считаться врачебной тайной, если сам пациент, по мнению врача, слишком тяжело эту информацию перенесет, - прокомментировал необщительность врачей СИЗО врач консультативно-диагностического центра им. Г. Н. Габричевского Максим Афанасьев. - С другой стороны, если врач некомпетентен или допустил халатность, то не сообщать об этом пациенту - противозаконно. В любом случае врач всегда должен действовать, исходя из интересов пациента".
По данным УФСИН по Петербургу и Ленобласти, тюремную больницу ввели в эксплуатацию в 2010 году, оснастив самым современным на тот момент оборудованием. Оно позволяет проводить все виды обследований как ВИЧ-инфицированных, так и больных туберкулезом, кроме того, в 2012 году в больнице открылась современная иммунологическая лаборатория.
В связи с обращением заключенных в СИЗО в конце прошлой недели прошла проверка, учреждение посетил целый ряд специалистов: представители Общественной наблюдательной комиссии Ленинградской области, сотрудники прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Елена Кузнецова, а также руководители служб, контролирующих условия содержания в следственном изоляторе подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Особое внимание в ходе проверки уделили больнице: проверяли не только стирку белья и готовку продуктов питания, но внепланово обошли все камеры. Что касается замечания о враче, то в ведомстве подчеркнули, что обращение было анонимным и при личном обходе ни один заключенный не пожаловался, как не было выявлено и нарушений законов РФ.