Основной версией причины катастрофы Ту-154 М, следовавшего рейсом 612 Анапа — Санкт-Петербург, МЧС считает попадание молнии в самолет в тот момент, когда он проходил грозовое облако.
"Самолет попал в грозовой фронт, в него ударила молния. Ту-154 падал с высоты 10-11 тысяч метров", - сообщили в пресс-службе МЧС.
Экипаж Ту-154 перед падением подал четыре сигнала SOS - три на высоте 11 700 метров в 15:25 по московскому времени и один - на высоте 3000 метров в 15:27. После этого последовала еще одна неразборчивая фраза и связь с самолетом пропала. Эти данные привел заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Пулково" Анатолий Самошин.
Он отметил, что руководство Пулково считает маловероятной версию теракта на борту.
Специалисты Росаэронавигации, в свою очередь, заявили, что именно сложные метеоусловия и сильная турбулентность могли привести к гибели лайнера.
Тем не менее, многие эксперты считают, что попадание молнии не может привести падению самолета.
Разряд молнии в самолет - явление сравнительно редкое и в большинстве случаев не слишком опасное, т. к. ток свободно проходит по металлической поверхности самолета, которая является своеобразным экраном, защищающим экипаж и оборудование самолета от поражения молнией. Ударом молнии чаще всего поражаются наружные детали самолета, а также подвижные поверхности (элероны, хвостовое оперение). При разряде молнии отмечаются прожоги металлической обшивки диаметром от нескольких мм до нескольких см.
Федеральные авиационные правила АП-23 специально регламентируют защиту самолета от молнии. В частности, в разделе Е, в котором обозначены требования к силовой установке самолета, в пункте 23.954 сказано следующее:
"Защита топливной системы от попадания молний. Конструкция и компоновка топливной системы должны предотвращать воспламенение паров топлива в системе в результате:
(а) прямого удара молнии в те зоны самолета, которые характеризуются большой вероятности попадания в них разряда молнии;
(b) скользящих разрядов молний в зоны, где вероятность скользящих разрядов велика; и (c) коронного разряда и протекания тока молнии в зоне топливных дренажных выходов".
При конструировании самолета применяется система электромагнитной защиты основных электрических цепей от наведенных импульсов тока, возникающих при попадании молнии или проведении ядерных взрывов в районе нахождения самолета
"Могут ли восходящие воздушные потоки - хотя бы теоретически - привести к катастрофе?", - спросили корреспонденты НТВ у заслуженного летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева.
"Никакая турбулентность не влияет на безопасность полетов. Самолет только потреплет. Это так же, как листок на воде. Но существует самый главный фактор — это человеческий. В России в последнее время утерян контроль над ним — от диспетчеров до пилота", - ответил Магомед Толбоев.
В турбулентность как причину катастрофы не верит и заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров: "Сто пятьдесят четвертый — очень крепкая машина, и я не поверю, чтобы турбулентность могла вызвать разрушение корпуса или вывести из строя приборы". Он полагает, что экипаж, попав в "условия, действовать в которых его не научили", попросту растерялся.
Эксперт в авиастроении, летчик В. Сенчуков также отвергает версию о том, что в самолет ТУ-154 могла попасть молния, сообщает медиа-группа "Завтра". По его словам, в первую очередь, если в самолет попадает молния, там плавятся все приборы. А поскольку лайнер несколько раз успел подать сигнал SOS, а также пытался связаться с диспетчерами, то приборы связи работали, чего при попадании молнии быть не может. Во-вторых, удар молнией возможен только на высоте до 5 км. Выше этой отметки молнии просто не существуют. Поскольку первый сигнал поступил с высоты 11,6 км, то версия об ударе молнии полностью исключается, считает эксперт.
Приведем несколько примеров случаев попадания молнии в самолет и последствий такого рода происшествий.
Один из инцидентов произошел в 1993 году. У аэробуса Французских Авиалиний компании Air France была повреждена носовая часть. Вскоре после взлета из аэропорта Rom-FiumiScino расположенный на носу самолета радар был поражен ударом молнии. К счастью для пассажиров никто не пострадал. Аэробус осуществил вынужденную посадку.
Пассажирский лайнер швейцарской авиакомпании Suissair совершил во вторник утром экстренную посадку в миланском аэропорту Malpensa после того, как в самолет попала молния. Лайнер, на борту которого находились 49 человек, совершал рейс из Лугано в Цюрих. Вскоре после взлета он оказался в грозовом облаке, и в него ударила молния. Пилот запросил экстренную посадку у диспетчеров аэропорта северной итальянской столицы - Милана. Приземление самолета произошло в штатном режиме. Никто из членов экипажа и пассажиров не пострадал.
В пассажирский самолет португальской авиакомпании TAP при взлете в аэропорту Милана попала молния, в результате чего экипажу пришлось совершить экстренную посадку. Никто из 90 пассажиров и членов экипажа в результате инцидента не пострадал. После посадки техники осмотрели фюзеляж самолета, выяснив, что в результате удара молнией несколько иллюминаторов оказались серьезно повреждены.
После ремонта самолет выполнил рейс, добравшись до Лиссабона без происшествий.
В самолет японской авиакомпании "ДЖАЛ" попала молния. Лайнер совершал внутренний рейс из Миядзаки в г. Фукуока на южном острове Кюсю. На борту воздушного судна находились 32 человека, никто из них не пострадал. Полет не был прерван, но в обратный путь самолет решили не отравлять - по данным компании, на правом крыле лайнера повреждена обшивка из армированного пластика.
В небольшой восьмиместный самолет Cessna Citation 550, на борту которого находился американский сенатор Эдвард Кеннеди, ударила молния.
Как сообщила пресс-секретарь сенатора, на самолете полностью отключилась электроника, включая систему связи. Пилоты перешли на ручное управление и сумели посадить самолет. В результате инцидента никто не пострадал.
В Бостонском аэропорту "Логан" в пятницу вечером приземлился самолет, в который попала молния, сообщает TheBostonChannel. Тридцать пять пассажиров и четверо членов экипажа самолета, направлявшегося в Бостон из Балтимора, отделались испугом. Техники аэропорта впоследствии сообщили, что удар незначительно повредил левое крыло лайнера.
В августе 2005г. самолет А340 из Парижа, совершая посадку в тяжелых метеорологических условиях, съехал со взлетно-посадочной полосы, разломался надвое и загорелся. Очевидцы утверждают, что пожар начался, когда в самолет попала молния.
Всего на борту находились 297 пассажиров и 12 членов экипажа. Незначительные травмы получили 14 человек. Людям удалось выбраться из машины через образовавшийся при аварии пролом еще до того, как начался пожар.
В США молния ударила в самолет Boeing 717 авиакомпании AirTran, вылетевший из Атланты (штат Джорджия) в Вашингтон. Самолету пришлось сразу же вернуться в аэропорт вылета. На борту самолета находились 116 пассажиров и пять членов экипажа. Никто не пострадал.
Ту-134 с футболистами "Балтики" вылетел из Сочи в Москву рейсом 874 в разгар зимы — в конце января. Суровые метеоусловия обещали им малоприятных два часа с четвертью до Шереметьево.Но сюрпризы начались гораздо раньше. Через две минуты после взлета над самолетом возникла яркая вспышка. Корпус сильно тряхнуло - прямое попадание молнии. Через несколько секунд летчики выровняли самолет, удержали высоту и объявили пассажирам, что за свои жизни они могут больше не опасаться.
В самолет премьер-министра Великобритании Тони Блэра попала молния. Это произошло в один из дней, когда самолет, на котором Блэр перемещался по стране в рамках своей предвыборной кампании, подлетал к Лондону. Молния не причинила самолету никакого вреда и посадка в аэропорту Хитроу (Heathrow) прошла благополучно.
По мнению авиационных экспертов, опрошенных британской газетой "Таймс", молния попадает в пассажирский самолет примерно 1 раз на 10 тысяч часов полета. Разбившийся под Донецком Ту-154 имел налет 24 тысячи часов, из них 9 - после ремонта.
Опрошенные "Таймс" эксперты сошлись во мнении, что Ту-154 является одним из наименее уязвимых для удара молнии самолетов и к тому же, очень прочным.
До сих пор неизвестно ни одного случая, чтобы современный авиалайнер разбился исключительно по причине удара молнии, отмечает один из издателей журнала Flight International Дэвид Лермонт.
В ходе расследования еще предстоит выяснить, почему Ту-154 летел через грозовой фронт, а не пытался обойти его.
Удар молнии в качестве версии причины катастрофы Ту-154 не выдерживает никакой критики
Темы дня
- Жителей Петербурга заверили, что дома не перестанут прогревать вплоть до 9 мая
- ЗакС Петербурга внес в Госдуму законопроект о штрафах до 500 тысяч рублей за рекламу интимных услуг
- Петербуржцам рассказали, когда начнется период отключения горячей воды
- Призывникам в Петербурге начали отправлять повестки
23 Августа 2006, 14:02
Эксперты считают, что попадание молнии не может привести падению самолета.
Все новости рубрики
- 14 апреля 2023, 09:18
- В Петербурге перед началом майских праздников растет спрос на официантов и мангальщиков
- 13 апреля 2023, 18:54
- Петербургские ученые создали "умную" одежду, вырабатывающую энергию
- 13 апреля 2023, 18:39
- Петербуржцы с трудом находят поликлиники, где можно привиться от коронавируса
предыдущая |
следующая |
предыдущая |
|
следующая |
Все новости
Происшествия
Лучшее в Петербурге
В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте
Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей
Как это сделано
написать письмоКофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты
Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.
Проверено на себе
Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал
В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.
Пресс-релизы
03.09.22