Выдвиженцы требовали пропустить их — человек с рацией выкрикивал одну фамилию раз в полчаса. Комиссию охраняли от приступа гражданских народные дружинники, ЧОП "Титан" и полиция.
О нарушении процедуры подачи документов в последние две недели в Петербурге говорит вся околополитическая общественность. Кандидат в губернаторы Северной столицы Оксана Дмитриева даже обратилась к председателю ЦИК Владимиру Чурову с требованием отставки главы петербургского избиркома. Однако ни к каким видимым результатам эти просьбы не привели.
Избирком принимал документы кандидатов с 14:00. За полчаса до начала у дома №35/2 по проспекту Мориса Тореза уже стояла разношерстная очередь. Внутрь не пускали никого, включая депутата ЗакСа Ольгу Галкину. Пройти в муниципалитет нельзя было даже по другим вопросам, "Прием перенесли" - монотонно твердили дружинники.
Пришла мать с малышом на руках, узнать что-то по поводу детских подарков - "Нет, прием перенесли". Медленно подошла пожилая женщина с палочкой. Она блокадница, ей должны выплатить субсидию, так как недавно она приобрела газовую плиту и принесла чеки - "Нет, в другой день"... "Дружина" и ЧОПовцы в черной униформе наотрез отказывались представляться и предъявлять документы. Они просто называли нужную фамилию и проталкивали внутрь одного человека, отпихивая всех остальных. Полиция отгоняла курящих на 15 м от избиркома.
"Я подаю уже второй пакет документов, на прошлой неделе подал первый, потом оформил избирательный счет, собрал подписи, теперь нужно просто сдать это все", - говорит кандидат от партии "Великая Россия", адвокат Михаил Герасимов. Чтобы кандидата зарегистрировали, нужно отметиться в избиркоме дважды, объясняет адвокат. Подать первичные документы, затем, если они оформлены правильно, получить направление, открыть в банке избирательный счет, сделать с него выписку, собрать подписи в свою поддержку, предоставить первый финансовый отчет. Некоторые из тех, кто отстоял в очереди у избиркома 4 часа, уже прошли все "круги ада". По словам выдвиженцев, финальному походу в избирком препятствуют с четверга - 3 июля, когда было совещание муниципалов с представителями горизбиркома.
Когда из здания вышла казачка Екатерина Первик, баллотирующаяся от казачьего общества "Ирбис", журналисты и кандидаты задали ей несколько простых вопросов. Открыла ли она избирательный счет, кто ее выдвинул, сколько подписей избирателей она собрала. "Я банкам не доверяю", - ответила Первик на вопрос об избирательном счете. Никакой счет для регистрации она не открывала. В неком "списке", по которому вызывали кандидатов, она оказалась второй. Выдвинуться ей предложил атаман Андрей Поляков. В список ее внес депутат "Единой России", когда приходил в "Ирбис". А подписи для Екатерины собирают почему-то в Приморском районе, хотя МО "Светлановское" относится к Выборгскому. В "когорту тех, кто не знает, от какого они округа", входили еще несколько человек, в основном женщины, девушки, бабушки. Разговаривать как с прессой, так и с другими кандидатами, они отказывались. От какой они партии, как их зовут, сколько собрали подписей, они не говорили. Девушка лет 18 пришла позже остальных, немного поиграла в телефон за спиной ЧОПовца и тоже была приглашена. На все вопросы отвечать отказалась.
Ольга Галкина, возмущенная ситуацией, звонила в городской избирком, прокурорам, юристам. Откликнулась только прокуратура —через 1,5 часа в комиссию пришел помощник районного прокурора, который настоял, чтобы Галкину пустили в муниципалитет. В здание депутата пустили, а вот дальше — нет. По словам Галкиной, комиссия переговаривалась по телефону с неким "Сергеем Анатольевичем" и "Татьяной", депутат предполагает, что это были представители "Единой России" Анденко и Захаренкова. Оппозиционные кандидаты тут же сделали вывод, что озвученные "единороссы" напрямую контролируют процесс. Самовыдвиженец Даниил Кен тут же узнал номер Татьяны Захаренковой и позвонил ей с просьбой приехать, так как она депутат от Выборгского района и может проконтролировать законность действий комиссии. Даниил включил "громкую связь" и все присутствующие, в том числе и Ольга Галкина, слышали, как Захаренкова назвала ее "пока что депутатом", не знающим закона, и сообщила, что не имеет права вмешиваться в работу "такого независимого органа" как муниципальный избирком.
Снова появившись на крыльце, помощник прокурора поинтересовался, есть ли списки. Списков, как следует из опроса присутствующих, было как минимум два. Один — тот, что составили из живой очереди в прошлый четверг, 3 июля. Другой — тот, который был только у избиркома. Вызывали же по тому, который никто не видел. "Кто там зашел, живой человек или зомби? — раздавалось, когда очередной раз ненадолго приоткрывалась дверь. — Зомби!" - был ответ.
Денис Поливин, кандидат от "Яблока", так и не смог подать документы. Но он не отчаивается и собирается стать кандидатом по решению Выборгского районного суда. Депутат уверен, что суд должен принять его сторону. По словам Поливина, МО вовремя не объявил о начале выборов, избирком работал почти вдвое меньше, чем положено. Устроив себе несколько выходных, а также "забрав" у кандидатов еще один день, когда председателя не было на месте, как и некой нужной печати, комиссия работала 12 дней вместо положенных 20.
В заключительный день подать документы в МО "Светланское" не пустили представителей партий "Яблоко", "Родина", "Великая Россия" и многих самовыдвиженцев. Пройти в избирком удалось только девятерым - в толпе их окрестили "зомби". Все 4 часа ожидания в очереди "зомби" переругивались с журналистами, пресса и "живые" кандидаты — с охраной. Один бравый народный дружинник лет 20 монотонно твердил корреспонденту "Санкт-Петербург.ру": "Я не буду с вами разговаривать". Зарегистрированные кандидаты так никому и не сказали, какую политическую силу они представляют. Сколько бы политических сил не кучковалось у дверей комиссии, действенной оказалась только одна — буквальная физическая. И благодаря ей никто из политиков так и не получил права быть избранным. На эту тему депутат Галкина прямо у дверей избиркома написала заявление в прокуратуру, а несостоявшиеся кандидаты готовят обращение в суд с требованием признать действия комиссии незаконными и принять документы тех, от кого с таким упорством охраняли избирком.
Впрочем, "суровые проблемы" и силовые методы по городу были в 10 муниципальных округах, сообщил "Санкт-Петербург.ру" оппозиционер Андрей Пивоваров. Он тоже приходил в "Светлановское", назвал все происходящее "уголовкой" и под вечер подал документы в МО "Морские ворота". К тамошней комиссии у него претензий нет, правда, он считает, что многие избиркомы будут "хитрее" и примут документы всех желающих, а "неугодные" потом отклонят по формальным признакам. Но тогда новые пакеты собирать будет уже поздно.
Анастасия Семенович, "Санкт-Петербург.ру"