По Невскому проспекту между берегами Мойки проходит Зелёный мост. Это один из нескольких цветных мостов Петербурга.
Впервые переправа на главной улице Северной столицы появилась почти 300 лет назад – в 1719 году. Изначально, как и все мосты той эпохи, она была деревянной. До середины 1720-х годов подъёмный мост, называвшийся Петровским, находился на границе города. Размер города увеличился лишь в 1726 году.
Читайте также:
Один из старейших в Петербурге: история Красного моста через Мойку
Впервые переправу отремонтировали в 1735 году. Тогда её покрасили в зелёный цвет, в честь чего поменяли название. Сама конструкция во время первого ремонта не претерпела изменений. Как и в 1752 году, когда мост снова приводили в порядок.
Гравюра Дюбурга по рисунку Морне. Фото: citywalls.ru
Новый вид появился спустя четверть века. Переправу сделали трёхпролётной, при этом отдельные части были на каменных опорах. С тех пор мост стали называть Полицейским. Неподалёку от него находились Главная полицмейстерская канцелярия и дом генерал-полицмейстера Чичерина.
Название продержалось полтора века. Какое-то время в начале и в конце моста находились полицейские будки, которые закрепили имя переправы в народе.
Читайте также:
Самый широкий в Петербурге: история Синего моста через Мойку
Новую форму мост получил в начале XIX века. В 1808 году вместо деревянной конструкции установили чугунную однопролётную арку. Таким образом переправа стала «образцовым» проектом. На неё ориентировались при создании других чугунных мостов.
Снимок Карла Буллы, 1890-е годы. Фото: pastvu.com
Идею подобной конструкции в 1805 году предложил Вильям Гесте. Знаменитый архитектор был автором инновационного для России проекта. Он взял за основу британский опыт – в Соединённом Королевстве за 25 лет до этого появился первый в мире металлический мост.
Сначала для испытаний создали модель переправы. Она была в три раза меньше полномасштабной конструкции. Проект изучил император Александр I. Правитель одобрил создание нового моста, поэтому его изготовили в краткие сроки – всего за семь месяцев.
Поскольку вариант переправы, разработанный Гесте, оказался популярным, вскоре в Петербурге установили ряд подобных конструкций. Это, например, Поцелуев и Красный мосты.
В 1840-х годах в городе на Неве стало больше транспорта, поэтому участок Невского проспекта пришлось расширить. Мост увеличили выносом тротуаров за металлические части.
Тогда же, в 1842 году, гранитные обелиски поменяли на фонарные столбы из чугуна. Спустя два года прошёл ещё один ремонт – создали первую мостовую из асфальтовых кубиков.
Украшения к празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 году. Фото: pastvu.com
Через 15 лет на мосту случилось ЧП. В сентябре 1859 года в город приехала датская принцесса Дагмара, которая станет женой Александра III. Тогда в центре Петербурга собралось много горожан, которые хотели посмотреть на девушку.
Из-за большого количества человек Полицейский мост не выдержал давки. Там сломалась решётка, из-за чего несколько петербуржцев упали в Мойку. Они незначительно пострадали, никто при инциденте не погиб.
В середине 1900-х годов на переправе пришлось проложить трамвайные пути. В связи с этим опоры моста пришлось расширить. На них остановили арки, которые украсили различными орнаментами. Чугунные столбы заменили на позолоченные канделябры. Реконструкция начала XX века была последней в истории моста.
После Октябрьской революции поменялось название переправы. Вместо Полицейский мост теперь говорили Народный.
1980-е годы. Фото: pastvu.com
Незадолго до начала Второй мировой войны был укреплён свод моста под трамвайными путями. Его изолировали рубероидом, чтобы не было коррозии. Уже после блокады провели реставрацию торшеров с фонарями. Во второй половине 1960-х годов на мосту восстановили позолоту на декоративных элементах конструкции.
Историческое название переправе вернули в конце века. С 1998 года её официальным именем стал Зелёный мост.
Первая более чем за век реконструкция началась в августе 2019 года. Мост обещают отремонтировать к маю 2020 года, когда отмечается 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне.