USD 03.11.2024 97.5499 +0.1097
USD ММВБ 00:05 97.4402  
EUR 03.11.2024 106.1426 +0.3011
EUR ММВБ 00:05 105.8415  
Нефть($) ..20 +
Нефть(p) ..20 0.00 +0.00

«Венера», «Пётр I», «Иван Грозный» и «Мефистофель»: семь шедевров из коллекции Русского музея

Несколько экспонатов одной из главных сокровищниц Северной столицы, которые обязан увидеть каждый.

«Пётр I», неизвестный скульптор, вторая половина 18 века

 

Эта скульптура из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых неизвестного авторства. Искусствоведы на настоящий момент сходятся лишь в том, что создатель «Петра I» вдохновлялся памятником Людовику XIV работы Франсуа Жирардона, который стоял до 1792 года на Вандомской площади в Париже пока его не снесли во время Великой Французской революции.

Возможно, скульптор знал и статую Петра I, созданную Бартоломео Растрелли в 1743 году, установленную перед Михайловским замком.

Фото: rusmuseumvrm.ru
 

Конная статуя Людовика XIV, Франсуа Жирардон, 1685–1692 год. Фото: sculptprivet.ru
 

«Анна Иоанновна с арапчонком», Франческо Растрелли, 1741 год

 

В 1716 году Франческо Растрелли приехал в город на Неве по просьбе Петра I. Ему предстояло заниматься литьём пушек и украшением новой русской столицы. Растрелли переехал вместе с сыном Франческо Бартоломео – будущим знаменитым архитектором.

«Анна Иоанновна с арапчонком» – одна из самых известных работ мастера – редчайший образец коронационного парадного портрета в скульптуре. Величавость внешнего облика императрицы не скрывает мастерски переданной личностной характеристики, благодаря которой работа Растрелли стала своего рода символом тяжёлого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха бироновщины.  

Выполненная в натуральную величину группа предназначалась для постановки перед новым (Третьим) Зимним дворцом. Однако смерть Анны Иоанновны в 1740 году и восшествие на русский престол императрицы Елизаветы Петровны помешали осуществлению этой идеи.

Фото: Liveinternet / @users3287612
 

«Минерва и Гений художеств» и «Гименей», Михаил Козловский, 1796 год

 

В Петергофе есть замечательная скульптура – визитная карточка города – «Самсон, раздирающий пасть льва». Её автор – Михаил Козловский. Он был не просто скульптором, но академиком, профессором, членом Совета Академии художеств и преподавателем.

Минерва – одно из главных божеств античного мира, соответствующая греческой Афине Палладе – богиня-воительница, богиня мудрости, покровительница наук и ремёсел. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь неё.

Скульптура «Минерва и Гений художеств» установлена в Новой передней Строгановского дворца.

Ещё одна работа Козловского расположена в Михайловском дворце. Она выполнена по случаю бракосочетания великого князя Константина Павловича в 1796 году.

Фото: rusmuseumvrm.ru
 

Фото: art.biblioclub.ru
 

«Венера», Иван Витали, 1852 год

 

Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали, родился в 1794 году в Петербурге в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств.

Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. За свою карьеру Витали занимался скульптурным убранством нескольких храмов города на Неве: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины. Ещё одна известная его работа – фонтан на Театральной площади в Москве.

Фото: Livejournal / @oshanbo
 

«Иван Грозный» и «Мефистофель», Марк Антокольский

 

«Иван Грозный» 1871 года – одна из самых известных статуй Марка Антокольского. Найти её можно во флигеле Росси Русского музея. На Александра II и великую княгиню Марию Николаевну скульптура произвела настолько сильное впечатление, что они заказали себе бронзовый отлив статуи. Но это ещё не всё. После Международной выставки в Лондоне в 1872 году Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок статуи. Это была первая скульптура русского мастера, попавшая в коллекцию зарубежного музея.

Что касается «Мефистофеля», к 1880-м годам скульптор пришёл к философскому осмыслению своего творчества. «В этом „Мефистофеле“ положительно чувствуется обнажённая душа нашего гениального и больного века, во всём его величии в области мысли, со всеми его муками в области чувства, с его беспощадным анализом, безверием и холодным отчаяньем», – писал в то время журнал «Новое слово».

Работа над статуей длилась несколько лет, начиная с 1874 года. Как раз в это время Антокольский работал над образом Христа, и «Мефистофель» должен был послужить своеобразной ему антитезой. Скульптор фантазировал и пытался найти идеальный баланс. Кажется, в 1883 году, он его нашёл и сразу захотел показать получившийся шедевр петербургской публике.

После долгой переписки в 1886 году «Мефистофель» был выставлен в Эрмитаже и приобретён в коллекцию музея, а в 1897 году его передали в только что основанный Русский музей.

Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почётным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

Фото: rusmuseumvrm.ru
 

Фото: rusmuseumvrm.ru
 

По теме

Все новости рубрики

    следующая
    следующая
    Все новости
    Культура

    Лучшее в Петербурге

    В июле в Петербурге было зарегистрировано ДДУ в 2,6 раза меньше, чем в марте

    Автоэксперт поставил под сомнение экологичность электромобилей

    Как это сделано

    написать письмо

    Кофе из глины и сливки с мелом: как в царское время подделывали продукты

    Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.

    Проверено на себе

    Шесть главных марафонов мира: как пробежать и кто добежал

    В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.

    Гид по Петербургу

    Эклектика в Петербурге: средневековые башни, атланты, грифоны, пауки, всё сразу

    Яркий архитектурный стиль, который дал свободу зодчим и досыта накормил заказчиков всевозможными диковинными элементами при строительстве и перепланировке домов.

    Пресс-релизы