Российский Конгресс интеллигенции, в который входят правозащитники и общественные деятели, обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не подписывать пакет антитеррористических поправок Ирины Яровой.
Ирина Прохорова, Людмила Улицкая, Людмила Алексеева, Леонид Гозман, Лев Пономарев и другие называют поправки, внесенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, которые были приняты в трех чтениях Госдумой, репрессивными.
"По нашему убеждению, законопроекты Яровой – Озерова не столько способствуют борьбе с терроризмом в России, сколько усиливают ограничение прав и свобод граждан и направлены на дегуманизацию законодательства Российской Федерации", - пишут общественники.
Они считают, что данный пакет поправок возвращает российское законодательство во времена СССР, "открывая возможности для эпидемии доносов и избирательному преследованию за несообщение о несостоявшемся еще преступлении". Авторы письма уверены, что возвращение к этому в современных условиях приведет к репрессалиям не только политического, но и экономического характера, а также внесет раскол в общество и только повысит в нем подозрительность.
Правозащитники также обращают внимание Путина на то, что при принятии поправок Госдумой были допущены грубые нарушения регламента. Так, Совет по правам человека при президенте РФ рекомендовал отклонить весь антитеррористический пакет из-за нарушений Конституции и законов России. Законопроект доработали и приняли в спешке ("пакет Яровой" планировали рассмотреть 22 июня, но парламентарии перенесли обсуждение на 24 июня, когда приняли их сразу в двух чтениях - прим. ред.), что не могло не отразиться на его качестве.
Суть поправок
Поправки Яровой - Озерова дополняют "экстремистские" статьи УК РФ, вводя ответственность за несообщение о преступлении, понижая возрастной порог уголовной ответственности до 14 и повышая сроки и штрафы за экстремизм. Также, в соответствии с законопроектом, операторы сотовой связи будут обязаны в течение полугода хранить записи всех телефонных звонков и интернет-сообщений и три года хранить сведения о них (для интернета – год).
Поправки ужесточают регулирование религиозной деятельности, увеличивают срок уведомления прокуратуры о проведении следственных действий без судебного ордера с одних суток до трех и ужесточают наказание за организацию незаконной миграции - исключительно в виде тюремного срока до 5 лет.