Два дня назад разбился самолет Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, следовавшей рейсом Дубай - Ростов-на-Дону. Крушение произошло при посадке судна, которое длительное время не могло приземлиться из-за плохой погоды. Погибли все, кто находился на борту, - 62 человека, в том числе дети. Как следует из списка жертв трагедии, многие из них летели семьями. Есть три основных версии случившегося, в Ростовской области создана правительственная комиссия, которая работает с родными погибших. Сегодня из аэропорта Ростова отправились первые после катастрофы рейсы – в Санкт-Петербург и Ереван. "Санкт-Петербург.ру" собрал все, что известно на данный момент о крушении, ситуации в обществе и реакции властей.
Официальные версии крушения
По факту крушения Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Как и сразу после трагедии, на сегодня в разработке три основных версии. Две главные и взаимосвязанные друг с другом - ошибка пилота и неблагоприятные метеоусловия.
Ряд экспертов придерживается мнения, что при приземлении Boeing зацепил крылом взлетно-посадочную полосу. Решение о посадке судна в плохую погоду лежит на плечах командира судна. Осложнить задачу могло то, что самолет был более чем наполовину пустым, а следовательно, им сложнее управлять. Если на земле порывы ветра достигали 27 м/с, то на высоте более 600 метров - все 30 м/с. При таких условиях создается природное явление "струйное течение", способное негативно повлиять на динамику полета, передает слова специалиста центра "Фобос" Евгения Тишковца РБК.
Решение главного пилота Flydubai приземлится в Ростове попытался пояснить гендиректор авиакомпании Гаит аль-Гаит, который заявил, что находившийся на злополучном борту экипаж уже приземлялся в этом аэропорту и что аэропорт был открыт, а погодные условия позволяли совершить посадку. "Если бы погода была неподходящей, то самолет не полетел бы", - подчеркнул аль-Гаит.
Еще одна версия крушения - техническая неисправность судна, ее считают менее вероятной, поскольку разбившийся Boeing построили всего пять лет назад и последний техосмотр самолет успешно прошел 21 января.
К начатому расследованию и проверкам комиссии Межгосударственного авиационного комитета в ближайшее время присоединятся эксперты из ОАЭ, США и Франции. Сейчас следователи изучают оба "черных ящика", которые нашли в районе крушения.
Место крушения утром 19 марта
Фото: vk.com/pravitelstvo61
Версии, оставшиеся за кадром
Если основные версии виновными делают тех, кого призвать к ответу сложно (погибших пилотов и погоду), то глава комитета Госдумы по международным вопросам Алексей Пушков винит в трагедии авиакомпанию Flydubai, являющуюся лоукостером. По его словам, перевозчик экономит на всем, и, именно исходя из политики компании, командир корабля решил не лететь на запасной аэродром из-за дополнительного расхода топлива.А
Есть и те, кто считают, что крушение в Ростове - результат теракта, а правительство пытается утаить всю информацию о случившемся. Издание Накануне.Ru передает мнение военного журналиста и полковника ВВС Александра Жилина, который заметил, что доступная на данный момент информация противоречива: "Складывается впечатление, что вмешались серьезные силы, чтобы истинная причина авиакатастрофы пока не озвучивалась. Первой прозвучала версия, что самолет разрушился в воздухе на глиссаде. Буквально на подлете к ВПП. Если так было на самом деле - это 100% теракт. В пользу этой версии говорит и то, что самолет очень сильно разрушен".
Еще одна версия вторит версии о вине пилота, но с точки зрения закономерности, а не случая. Выяснилось, что капитан Аристос Сократус до того, как прийти в Flydubai, работал в кипрской авиакомпании Helios Airways (также лоукостер), обанкротившейся после крушения Boeing 737-300 одиннадцать лет назад в Афинах. Тогда погибли 117 человек.
Очередная трагедия
После крушения возмущение и недоверие россиян закономерно выросло. Недоверие - к авиаперевозчику, возмущение - действиями правительства.
Несмотря на заверения Flydubai о том, что пилоты разбившегося самолета были опытными и что приземляться в Ростове несмотря на непогоду было можно, у общественности все же возникло недоверие к перевозчику. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, более 50 человек из 140 отказались лететь в Дубай рейсом из Краснодара, куда авиакомпания должна была отправить борт вместо разбившегося Boeing. Это около 40% проданных мест, в два раза больше, чем предполагали турфирмы. "Пассажиров, которые все же полетят, отвезут в Краснодар на автобусах, дорога занимает 4 часа", - отмечает Тюрина.
Российские туроператоры заявляют, что спрос на туры в Дубай практически не снизился, но резко сократилось число желающих летать рейсами лоукостера. Так происходит практически всегда после авиакатастроф. Теперь туроператорам остается только ждать, когда спадет волна страха. В то же время россияне продолжают летать Flydubai из Поволжья, Урала и Южного федерального округа, и лишь единицы решают сдать билеты.
Претензии накапливаются к правительству РФ, которое за три дня кроме соболезнований на разных уровнях важных заявлений по сути не сделало. Позиция в этой ситуации, как и при крушении А321 на Синае, та же: подождать окончания экспертизы "черных ящиков" и проверки всех фактов. При этом эксперты МАК оценивают сроки оглашения результатов своих анализов в месяц.
После трагедии глава правительства РФ Дмитрий Медведев с осторожностью заявил, что об изменениях в техоснащении самолетов или правилах воздушных перевозок можно будет говорить только после анализа причин авиакатастрофы. Сейчас же выводы делать преждевременно. Президент Владимир Путин ограничился приказом оказать необходимую помощь семьям погибших, даже не призывая найти и наказать виновных.
После авикатастрофы в Казани в 2013 году Владимир Путин заявил о выводах, сделанных после трагедии, и мерах, которые необходимо принять для предупреждения подобных катастроф. Речь шла и о подготовке летного состава, и об обновлении летного парка, и о подготовке кадров, и о том, что нужно наводить порядок в частных авиакомпаниях, заниматься отдыхом пилотов, их проверкой на пригодность. Еще ранее, после крушения в 2011 году ЯК-42 с ярославским «Локомотивом», тогдашний президент Дмитрий Медведев обещал разработать целую программу обновления отечественного авиапарка и профилактики авиакрушений. Получается, мы живем от трагедии до трагедии, от траура до траура: через неделю шумиха в прессе по поводу авиакатастрофы уляжется, люди, которым нужно куда-то улететь, начнут вновь покупать билеты на самолеты, в том числе лоукостеров, а власти, вероятно, забудут все данные обещания.
Реакция общества
Неизменной в этой трагедии, как и при других подобных, остается и реакция общества, прада их неизменное неравнодушие и участие радует. Аэропорт Ростова-на-Дону стал местом создания стихийного мемориала - местные жители несут сюда цветы, свечи, игрушки, фотографии погибших и плакаты. Трагедия с Boeing оставила след не только в семьях погибших пассажиров и членов экипажа, но и заставила многих задуматься о воле случая и простом везении. Распространение в СМИ получил пост пользователя Instagram под ником andreeva090 - пассажира того рейса, который летел в Ростов из Москвы, но экипаж принял решение приземлиться в Краснодаре.
"Хочу поблагодарить экипаж рейса 1166, следовавшего сегодня из Москвы в Ростов за правильно принятое решение приземлиться в Краснодаре. Над городом мы были в 01:46, первая попытка сесть не удалась, как вторая и третья. Кружили до 02:20. Потом спокойный голос командира сообщил, что уходим на Краснодар. По прилету узнал, что следующим после нас пытался сесть самолет из Дубая. Сейчас вспоминаю, как злился я и другие пассажиры, чувство стыда не покидает до сих пор", - пишет пассажир.
Фото: tvzvezda.ru