Генпрокуратура и Роспотребназдор активно готовятся к введению с нового года технического регламента для автомобилей экологического стандарта Евро-5, в связи с чем повысилось внимание к качеству топлива. Глобальная проверка АЗС выявила 30 тыс. нарушений. К официальной проверке присоединились автолюбители и блогеры.
В европейских экологических стандартах заложены нормы выбросов в окружающую среду сажи, углекислого газа, азота оксидов, углеводородов, дисперсных веществ и других химикатов. Чем больше цифра стандарта, тем строже требования к содержанию опасных веществ. Стандарт Евро-5 подразумевает снижение выбросов на 50-70%. В России он действует с нового 2014 года и по сути вводит ограничения для машин с пробегом, в частности, иномарок после 2009 года выпуска. Автомобили старше 2009 года должны быть переоборудованы по современным стандартам.
Попутно надзорные ведомства пытаются ужесточить контроль за качеством топлива - в помощь им Федерация автовладельцев России создала приложение, выстраивающее рейтинг АЗС. Согласно ему, в Петербурге топливо лучше, чем в каком-либо другом регионе СЗФО или Центральной России. Однако не обходится и без проблем.
Наибольшее внимание прокуратуры привлекли компании "Фаэтон" и "ПТК-Сервис", водители на форумах советуют объезжать их АЗС. Так, петербургская прокуратура установила, что заправка "Фаэтона" на Верхней улице грешит качеством продаваемого топлива - дизель Евро, АИ-95 и АИ-92 не прошли проверки соответствию техрегламента. За нарушения "Фаэтон" получил штраф в размере 200 тыс. рублей, пишет "Российская газета".
Жительница Гатчины Светлана на одном из автофорумов рассказывает, что после заправки на АЗС на улице Циолковского, ее машина практически отказывалась ехать. На скорости 30 км/час женщина еле "доползла" до ремотной мастерской, где мастер подтвердил, что дело в некачественном бензине. При "вскрытии" авто оказалось, что топливный фильтр засорен, а то, что было залито в бак, и "на бензин даже не похоже". Автовладелица советует не гнаться за дешевизной и не заправляться "на этой помойке, если вам дорог ваш автомобиль и нервы".
Заправочные станции "ПТК-Сервис" грешат нарушениями другого рода: прокуратура не нашла на АЗС в Александровском парке и на Аптекарской набережной информации о марке топлива и экоклассе. За это нарушение, а также за хранение отходов в неподобающем месте "ПТК" получила мелкий штраф в 20 тыс. рублей. Отчасти, штраф "ПТК" оказался меньше еще и потому, что заправки продают дешевое топливо.
Однако петербургские автолюбители с форумов делятся на два лагеря: кто хвалит это топливо, кто ругает. Первые отмечают, что чудесным образом при полной заправке бака на "ПТК" заливается на 2-3 литра больше, чем на дургих. Противоположный лагерь форумчан делится, что бензин на "ПТК" как будто вода, немного разбавленная топливом, и при заправке на других АЗС после ухода с "ПТК" расход топлива уменьшается.
Согласно законодательству, максимальный штраф за торговлю бензином с нарушениями таможенного регламента равен 300 тыс. рублей (Росстандарт ранее предлагал увеличить максимальный штраф до 15% от выручки АЗС-нарушителя).
Глобальная проверка Росстандарта порядка 3 тыс. российских заправок в разных регионах показала, что на 666 продают топливо с повышенным содержанием серы.
Еще одна острая проблема АЗС в России - недолив. Ярким примером стал процесс между тем же "ПТК", Роспотребнадзором и автомобилистом из Петербурга, которого недозаправили на Удельном проспекте. Водитель попросил для BMW X5 полный бак - 82 литра. В баке же на тот момент оставалось топливо. Счетчик показал на 5 литров больше от предельного объема бака. Автомобилист последовательно обратился в полицию и Роспотребнадзор. Заправку "ПТК" оштрафовали на 20 тыс. рублей. Арбитраж штраф отменил из-за неточности расчетов расхода горючего.