В районе Выборгского залива из года в год обнаруживают интересные археологические находки – своего рода весточки из прошлого. То финно-угорское украшение-застежку найдут, то трубы деревянного водопровода и артиллеристские ядра, а иногда и вовсе затонувшие баржи, груженные гранитом, которым больше 200 лет.
Находку в ходе экспедиции совершили ученые Института истории материальной культуры РАН. Из бухты Дальней в Выборгском заливе они подняли две баржи, груженные гранитом, и небольшое судно. В заливе ведутся исследования территорий и акваторий в связи с расчисткой мест для будущих промышленных площадок. Поднятые со дна объекты направлены в Фонд исследований и консервации подводного культурного наследия. Реставрация в процессе, займет она не менее года.
Мы пообщались с Сергеем Львовичем Соловьевым – научным руководителем экспедиции и по совместительству научным сотрудником Отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН.
Сергей Львович, как вообще были обнаружены эти баржи с гранитом?
– Мы знали о двух суднах – они были обнаружены еще в 80-х годах прошлого века. Тогда их поставили на учет управления по охране объектов культурного наследия. Третье судно мы обнаружили в процессе работы с двумя известными. Эти судна нам пришлось поднять из-за стройки терминала по отгрузке жидкого газа в районе Выборгского залива. Газпром планирует построить там большую дамбу, выходящую в море. Необходимо было обследовать эту территорию, тем более известно о памятниках культурного наследия, которые там точно находятся. В бухте есть и другие суда – такие же затонувшие баржи. Рядом находились каменоломни, откуда перевозили гранит для петербургских набережных и домов, потому там много подводных объектов. Однако остальные в зону строительства не попадают.
Как думаете, почему баржи затонули?
– Балтика, сами понимаете, – суровая, много мелей, скал, погода неладная, штормы. Видимо, во время транспортировки груза суда попали в шторм или сели на мель и потонули вместе с гранитными блоками. Перевозили они десять больших блоков гранита, каждый по несколько тонн, а то и несколько десятков. Было сложно, очень тяжелый груз. Баржи или, как их еще можно назвать, барки – слабоманевренные посудины, особенно для таких погодных условий. Предназначены они в основном для перевозки груза. Широкие, метров 10, и в длину – 30. На них практически нет надстроек, только палуба, руль и мачта. Ну и система канатов и крепления. Такие барки известны в судостроении, они самые ранние – введены еще в XV веке. Пользовались ими вплоть до XX века, причем по всей Европе. Их еще называли грузовыми лошадками, которые передвигались по рекам, озерам. Далеко в моря они не заходили, перевозили уголь, зерно, стройматериалы.
Фото: Владлена Мартус / «Санкт-Петербург.ру»
Когда начались работы по поднятию объектов и как проходил сам процесс? Были ли сложности?
– Начались работы по поднятию объектов в мае и продолжались до июня 2017 года, потому что после нам надо было работать на объектах в Крыму. Погода тогда была не совсем удачной, весной прохладно, сами знаете. Хотя мы и были в специальных костюмах, но дожди, ветра, волнения на море давали о себе знать. Основная сложность была в том, что объекты находились на небольшой глубине. На большой – волнение воды никак не влияет, а на глубине 3,5-4 метра было непросто. Только мы размыли весь песок, ил, наносы – на следующий день все опять заносит. Нужно было все время расчищать, размывать палубы. Делали все это с помощью системы шлангов, которые отсасывали грунт и расчищали палубы под водой. Все это нужно было фиксировать, фотографировать, делать чертежи.
Мы провели обследование с помощью гидролокаторов бокового обзора, исследовали все дно, проверили, нет ли еще чего-то поблизости. Как раз в процессе обнаружили небольшое судно, типа баркаса. На нем, по всей видимости, ловили рыбу. Скорее всего, его бросило на мель и разбросало на части. Сейчас их тоже обследуем.
Сами баржи находились неглубоко; стояли немного наклонившись. Нужно было вызвать плавучий кран, чтобы их поднять. Сначала мы хотели поднять баржи целиком, но было сложно не дать им развалиться, они ведь в длину по 30 метров. Решили поднимать их частями, предварительно промаркировав все детали, чтобы потом легче было собрать. Процесс подъема занял много времени – плавучий кран мы ждали несколько дней. И во время самого подъема были ситуации, на которые следовало реагировать оперативно, чтобы ничего не повредить и не разрушить.
Барки и судно сейчас находятся в Фонде исследований и консервации подводного культурного наследия. Гранитные блоки находятся в музее в Кронштадте. Их обработают, чтобы не завелся никакой грибок, и выставят в музее.
Фото: предоставлено Институтом истории материальной культуры Российской академии наук
Кто участвовал в экспедиции?
– Команда у нас была небольшая, но все – со специальной подготовкой. Четыре водолаза, геофизики – два человека, которые проводили обследования гидролокатором и другими приборами, фотограф, даже два – для подводной съемки и, конечно же, технические работники – обеспечивали плавучие средства, лодки.
Почему эти баржи не были подняты с глубины раньше?
– Если мы их с большим трудом подняли, то представляете, как тогда это было непросто. Очень трудоемкий процесс. Чего стоят только гранитные блоки – несколько десятков тонн каждый! Каменоломни находились прямо у берега: грузили баржи, по всей видимости, с помощью различных систем блоков, канатов. А поднять с глубины... уже не смогли бы. В то время плавучих кранов, к сожалению, не было (смеется – прим. ред.). Да и затратное это дело. Обидно, конечно, что работа пропала, но затраты на подъем гранита были бы куда серьезнее.
В наша время их не пытались достать, чтобы лишний раз не тревожить объекты. Не было возможности сохранить их в наилучшем виде для реставрации и консервации. Да, о них было известно, они были описаны, исследованы, даже поставлены на учет. Сейчас таких объектов немало, они ждут своего часа.
Фото: предоставлено Институтом истории материальной культуры Российской академии наук
На какой стадии реставрации находятся объекты?
– Реставрация в процессе, но, прежде чем заниматься консервацией, все части барок должны пролежать немного на морозе, а холодов-то сейчас нет. Это нужно для того, чтобы из дерева испарилась вода. После того, как они пролежат несколько месяцев, барки нужно несколько раз пропитать составом, который не позволяет дереву разрушиться. Институт принимает непосредственное участие в реставрации, заключен договор с Газпромом, компания выделяет средства на этот процесс.
Руководит реставрационными работами Михаил Владимирович Копейкин из Фонда исследований и консервации подводного культурного наследия. Также привлекли реставратора из Русского музея. И конечно, помогает бригада рабочих. Реставрация – длительный и трудоемкий процесс. В данном случае она займет по меньшей мере год, а может, и больше.
Обнаружили на палубах что-то достойное внимание помимо гранита?
– На палубах нашли деревянные детали такелажа, на которые наматывались и крепились канаты. Маленький корабль, вероятнее всего, был рыболовной посудиной, потому что там мы нашли грузево для сетей. Нашли также обломки керамических изразцов. Грузом это не назовешь – их было не так много.
Фото: предоставлено Институтом истории материальной культуры Российской академии наук
Есть ли уже какие-то планы на судна и блоки после окончания реставрации?
– Поскольку все детали пронумерованы, после реставрации мы соберем их и сделаем инсталляцию в музее истории Кронштадта – восстановим картину из прошлого. Для реалистичности хотим поставить на барки и гранитные блоки. В музее все уже обговорено, даже место выделили. Один гранитный блок, самый большой, мы оставили там, в районе Выборга, по договоренности с их музеем. Они поставят блок и повесят на него табличку с указанием на каменоломни как на туристический объект.
В чем ценность находки?
– Во-первых, все эти находки – корабли, затонувшие барки и даже простые суденышки, являются объектами культурного наследия, точнее – подводного культурного наследия. Они охраняются нашим федеральным законом № 73 и, как любые памятники древности – неважно, несколько сотен лет или три месяца назад были найдены, – являются частью нашего культурного достояния.
Во-вторых, это страница истории Петербурга, строительство самого города, история судостроения. Деревянные суда были сделаны без единого металлического гвоздя, шурупа – все держалось на деревянных соединениях. Это хороший образец речного, даже морского судостроения России XVIII-XIX веков. Да, по рисункам, чертежам их, может, и знают, но так чтобы вживую – это первый образец.
Фото: предоставлено Институтом истории материальной культуры Российской академии наук