На пресс-конференции председатель комитета по образованию Жанна Воробьева и председатель комитета по информатизации и связи Иван Громов пытались объяснить журналистам, с чем связаны сбои в работе системы и кто может быть в этом виноват.
"Возможно, подадим заявление в правоохранительные органы"
Мероприятие началось с речи Ивана Громова. Чиновник рассказал, что в 2014 году комитет провел полную модернизацию центра обработки данных. Систему, рассчитанную на 2 миллиона заходов, тестировали четыре раза, однако утром 1 февраля количество запросов превысило допустимый предел в 5 раз – к ней обратились около 10 миллионов пользователей, в результате чего она и вышла из строя. По словам чиновника, причины такого количества обращений на данный момент не определены, проводится проверка с привлечением экспертов, результаты которой будут обнародованы позже. «Сейчас я не могу сделать однозначных выводов. Возможно, будет подано заявление в правоохранительные органы» – пояснил Громов.
"Желания всех родителей удовлетворить не получится"
Далее к журналистам обратилась Жанна Воробьева. Глава комитета по образованию рассказала, что 1 февраля на конец дня было принято 42 301 заявление. При этом через портал госуслуг было подано только 16 158 заявлений - около трети от общего количества. По словам Воробьевой, в Санкт-Петербурге планируется открыть 1537 классов на 45 000 мест. «Каждый ребенок будет обеспечен местом обучения, в соответствии с законом. Сегодня списки уже есть в образовательных учреждениях, начинается приглашение родителей. Там, где необходимо, открыты будут дополнительные классы» – рассказала Жанна Владимировна. При этом чиновница отметила, что удовлетворить желания всех родителей не получится и многим откажут в приеме в школы с большим количеством заявок. Однако если ребенок не попал ни в одну из желаемых школ, либо если приглашение выслано только в одно образовательное учреждение из пяти, родители будут вправе обратиться в конфликтную комиссию, где каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Также Воробьева заявила, что все школы Санкт-Петербурга дают высокий уровень образования: «Пора вернуться ко времени, когда все школы котировались одинаково, независимо от того, гимназия это, лицей или что-то другое» – убеждена чиновница.
"Никакой гонки между родителями нет"
После этого организаторы пресс-конференции предложили журналистам задать вопросы, предупредив, что на это отведено всего лишь 20 минут – гости в последние дни и так загружены работой и им не хватает времени. Первый вопрос был скорее "криком души": «Зачем нужна была эта гонка? Неужели нельзя было организовать запись по-другому, не заставляя родителей выяснять между собой, кто быстрее, сильнее и изобретательнее?». - «Мы работаем в этом режиме уже 3 года. Мы не перешли на него сегодня, просто из школ, где списки могли быть составлены несправедливо, мы перенесли все в МФЦ. Никакой гонки нет, - возмутилась Воробева. - При этом мы должны извиниться перед родителями за сбой в работе сайта. И все-таки в МФЦ работало около 1000 окошек, до 13-30 все заявления были приняты».
Следующий вопрос был адресован Ивану Громову. Журналист спросил, почему сбой в работе сайта произошел только в Санкт-Петербурге, если похожие системы используются по всей России. Громов пояснил, что подобными технологиями, по его данным, располагают только 3 субъекта РФ. При этом он отметил, что 16 000 заявлений все-таки было принято, после чего извинился за технические неполадки.
Читайте также: Громов: Уволюсь, если сайт госуслуг упал из-за меня
У Громова уточнили, действительно ли существует версия, согласно которой сайт атаковали родители-хакеры. «Речь не идет о взломе и DDoS атаке. До окончания проверки мы не можем сделать определенных выводов. Однако такая версия существует. Как минимум с одного адреса было зафиксировано несколько тысяч обращений к сайту. Сколько было таких адресов – будем разбираться», – пояснил чиновник. Кроме того, Громов не смог ответить на вопрос о том, почему в МФЦ операторы писали время подачи заявления от руки: «Не могу ответить на этот вопрос. Время однозначно должно фиксироваться автоматически».
Также у него вызвал затруднения вопрос о том, почему система в МФЦ работала без сбоев, несмотря на нестабильную работу сайта. Напомним, что ранее подчиненные Громова заявляли, что в случае, если что-то случится с сайтом госуслуг, в МФЦ также прекратится прием заявлений. «Если система одна, какая-то из подсистем может не работать. Не понимаю смысла вопроса. Огромное количество обращений положило только внешний портал» – рассказал чиновник.
"В Петербурге нет плохих школ. Есть хорошие и очень хорошие»
Далее журналисты снова обратились к Жанне Воробьевой. На вопрос о том, могут ли быть внесены изменения в регламент подачи заявлений (как уже сообщал "Санкт-Петербург.ру", заявления могут аннулировать) Воробьева ответила, что для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию – лишь после этого можно сказать, будут ли внесены изменения в существующий регламент. Заданы были и вопросы, не связанные с неполадками системы госуслуг, к примеру, у Воробьевой спросили, может ли первоклассник попасть к определенному учителю, выбранному родителями заранее. «Да, это решается в школе, в рабочем порядке. К родителям обязательно пойдут навстречу, если будет такая возможность», – ответила Жана Владимировна.
Воробьева призвала родителей не паниковать и не гнаться за поступлением в «популярные» школы: «В Петербурге нет плохих школ. Есть хорошие и очень хорошие» – уверена чиновница. А ситуация с подачей заявлений, по ее словам, в этом году существенно лучше, чем в прошлом.
Отметим, что сегодня же на заседании комисии ЗАКСа председатель комитета по информатизации Иван Громов заявил, что в случае, если по результатам проверки выяснится, что причина «падения» сайта госуслуг 1-го февраля в ошибке комитета, то он напишет заявление об увольнении по собственному желанию.