Использование песка на дорогах зимой ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. С таким заявлением на заседании комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды выступили сразу несколько академиков и докторов медицинских наук. Обсуждение по итогам прошедшей зимы состоялось 25 апреля.
В центре внимания, кроме других городов, оказался и Петербург, который вторую зиму подряд использовал в качестве основного противогололедного материала пескосоляную смесь. В сезоне 2015/16 на улицы Северной столицы было высыпано 72 тыс. тонн песка, в сезон 2016/17 - вдвое больше.
В первую очередь это вызвало рост аварийности на дорогах. Как пояснил начальник 6-го отдела управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Дмитрий Извеков, при выезде на ДТП инспектор обязательно отмечает, что послужило причиной происшествия. И если это случилось из-за наличия на дороге зимней скользкости - наката, гололеда, колеи и прочего - то такие аварии учитываются в отдельной категории - ДТП, совершенные по причине неудовлетворительных дорожных условий (НДУ). Именно этот показатель говорит о качестве работы дорожных служб и эффективности методов уборки.
За прошедшую зиму число ДТП из-за НДУ в Петербурге выросло на 28%, количество раненых - на 26%. При этом доля аварий, причиной которых стало плохое состояние дорожного полотна, этой зимой от общего числа ДТП составило 41,6%. Для примера, в Москве, где не используют песок, а применяют многокомпонентные реагенты, этот показатель вдвое ниже - 26,9%.
Как пояснили в дорожном институте РосдорНИИ, на снежно-ледовых отложениях, даже присыпанных песком, коэффициент сцепления колес с дорогой остается крайне низким, что увеличивает риск попадания в аварию. Кроме этого, через час после распределения, на дороге остается лишь 20% песка, остальное разносится колесами автомобилей к обочинам, что еще больше снижает эффективность этого материала. При использовании же реагентов, происходит очистка полотна до покрытия, на котором сцепление гораздо выше.
Весной использование песка представляет собой еще одну опасность - наличие песчаных бурь.
На заседании в Общественной палате несколько научных учреждений Министерства здравоохранения заявили о крайней опасности использования песка на улицах городов. В результате недавних исследований выяснилось, что на дорогах пескосоляная смесь, смешиваясь с истертыми шинами, тормозными колодками, нефтепродуктами, становится высокоопасным (2 класса опасности) отходом для здоровья человека и может вызывать онкологические, иммунные, сердечно-сосудистые и аллергические заболевания. Особенно такая пыль опасна для детей.
Петербургские ученые провели анализ заболеваемости детей, живущих в районах с различной интенсивностью движения транспорта и, соответственно, вдыхающих разное количество дорожной пыли. В итоге было установлено, что там, где движение более активное и больше пыли, гораздо выше показатели общей заболеваемости детей аллергическим ринитом, астмой, атопическим дерматитом, контактным дерматитом.
Пробы дорожного песка, отобранные с улиц Петербурга весной 2016 года, показали превышение ПДК по тяжелым металлам меди, мышьяка, кобальта, цинка, хрома и бензапирена в десятки раз. При этом на 92% этот смет состоял из мелко размолотого песка, который при вдыхании буквально режет нежную слизистую верхних дыхательных путей. Образуются фиброзы, опухоли, в том числе и злокачественные, говорят врачи.
Для снижения запыленности воздуха, гигиенисты предлагают в первую очередь отказаться от использования песка на дорогах, как это сделали в Европе, а для борьбы с гололедом использовать растворимые противогололедные материалы.
По такому пути несколько лет назад пошла Москва. И ситуация с безопасностью на улицах прямо противоположная. В столице самый низкий уровень травматизма пешеходов зимой. Пыльных бурь не зафиксировано, так как антигололедные средства тают вместе со снегом и утилизируются еще зимой. Безопасность самих реагентов для здоровья людей подтверждается главным санитарным врачом Москвы.
Очевидно, что в таком большом городе, как Петербург, отказ от реагентов приводит к большим негативным последствиям, которые еще долго будут отражаться на здоровье людей.