Петербург известен в России как культурная столица, однако и здесь, в месте средоточения артефактов разных исторических эпох, находятся люди, не способные обуздать свою разрушительную энергию. Произошедшее с домом Лишневского на Лахтенной, 24, открывает новые грани вандализма, который прикрывает свои действия религией. Если каждый такой поступок будет оправдываться убеждениями, то культурная столица вскоре перестанет быть культурной.
Новый случай вандализма - с фронтона исторического здания на Лахтинской улице, 24, сбили барельеф демона Мефистофеля - придал огласке градозащитный депутат Борис Вишневсий. Дом является объектом культурного наследия и негласно носит имя своего архитектора - Александра Лишневского, возведшего постройку в стиле модерн в 1910-1911 годы. О произошедшем заявили в полицию и известили комитет по охране памятников (КГИОП).
Фото: citywalls.ru
Поздней в КГИОП подтвердили утрату барельефа, что значит, что его не просто сбили и унесли, а раскололи на части. Часть архитектурного памятника, являющаяся достопримечательностью, перестала существовать. Полиция, сбиваясь с ног, опрашивала жильцов дома, когда совсем неожиданное заявление сделали петербургские казаки - это они сбили барельеф со здания. Подробное письмо, объясняющее их поступок, назвавшиеся "казаками Петербурга" прислали "Фонтанке".
Фото: citywalls.ru
В нем они говорят, что сбили дьявола, потому что, во-первых, он стал достопримечательностью, которая находится напротив храма святой блаженной Ксении Петербургской, и из-за этого священослужители не могут установить крест. Казаков возмущало то, что "дикая история" стала приманкой для туристов и гордостью, что это похоже на открытое поклонение сатане. Во-вторых, настоятель храма отец Константин никогда бы не осмелился сбить фигуру демона, поэтому осмелились казаки.
"Герои" не считают, что поступили плохо - "и не надо считать, что мы разрушили чуть ли не Эрмитаж, или покусились на какой-то памятник мировой величины". По мнению авторов письма, Эрмитаж - это настоящая культура, они даже готовы бесплатно его охранять. Уничтоженного Мефистофеля же православные казаки назвали мусором, из-за уничтожения которого раздули целую историю.
К вечеру история стала еще более запутанной: атаман Cанкт-Петербургского городского казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков заявил, что организации «Казаки Санкт-Петербурга», взявшей на себя ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля, не существует. Однако настоящие казаки обещали помочь найти самозванцев и наказать их. Между тем, ни им, ни полиции сделать этого пока не удалось.
Не делит казаков на реальных и вымышленных депутат Заксобрания Ленобласти Владимир Петров - он на фоне последних скандалов, в том числе в связи с организацией "продовольственного патруля", попросил проверить на правомерность все действия и акции организаций, называющих себя казаками.
Напомним, союз казаков "Ирбис" и их глава комитета по культуре Стас Барецкий уж очень фанатично отнеслись к указу президента Владимира Путина уничтожать все запрещенные иностранные продукты. Так, в "Ашане" Барецкий порвал зубами банку пива, а на Апраксином дворе - пару трусов, продававшихся у местных торговцев. Казаки сделали вид, что их поведение Барецкого возмутило, требовали искупления кровью, но очень быстро простили шоумена.
Депутат Петров вообще заявил, что в нашем регионе исторически казачество не было развито и, мол, не стоит пытаться обманывать общество и создавать сомнительные организации, прикрываясь разговорами про возрождение казачьего движения.
Какие здания еще страдают от рук вандалов
К сожалению, писать об актах вандализма петербургским СМИ приходится нередко. Вспомним, каким известным в городе памятникам архитектуры в последнее время не повезло.
Дом Антонова на Литейном проспекте
Совсем свежее - ворота дома Антонова, расположенного на Литейном проспекте, 61, градозащитники обнаружили на свалке. Здание построено в 1871 году архитектором Михаилом Макаровым в эклектическом стиле для купца Ивана Антонова, оно является выявленным объектом культурного наследия и охраняется государством.
Фото: "Живой город"
Не так давно градозащитникам стало известно о снятии старинных ворот с петель ворот дома, а спустя некоторое время они нашлись: жители дома обнаружили их в груде мусора на территории придомовой свалки. Кто и с какой целью решил избавиться от исторических дверей, причастны ли к произошедшему сотрудники жилкомсервиса – пока неизвестно. Активисты «Живого города» дозваниваются в полицию и КГИОП.
Дом Лермонтова на Садовой
В конце марта этого года градозащитники забили тревогу: на Avito выставили на продажу балясины из дома на Садовой улице, 61. Помимо того, что здание являеся памятником архитектуры регионального значения, в нем с 1836 по 1837 годы проживал поэт Михаил Лермонтов. 41 балясину предлагали купить как стройматериалы от 1 до 3 тыс. рублей за штуку.
Фото: avito.ru
Дом-музей Набокова на Большой Морской
Владимира Набокова из-за содержания его произведений заклеймили как преступника-педофила. С Петербургом писателя связывает дом-музей Набокова на Большой Морской, 47. В начале 2013 года неизвестные разбили окно дома и закинули внуть бутылку с запиской. В записке цитировался Ветхий Завет на тему блуда. Полиция возбудила уголовное дело, но хулиганов так и не нашла. Чуть поздней на стенах дома на Большой Морской появилась надпись "Педофил". В марте того же 2013-го очередная бутылка с запиской с призывом "Долой педофилию!" попала в дом-музей.
Фото: polit.ru
Известность приобрела и появившаяся вслед за надписью на петербургском доме писателя надпись "Педофил" на усадьбе Набокова в Рождественно. Усадьба находится в Гатчинском районе. Здание само по себе представляет ценность, так как построено в конце XVIII века. В 1901 году усадьбу в наследство от отца золотопромышленника получил Иван Руковишников, который был дядей писателя Владимира Набокова, к литератору земля и здание перешли за год до октябрьской революции. После нее усадьбу забрали под общежитие ветеринарного техникума.
Обе выходки, порочащие имя писателя, к слову, приписывали все тем же квазиказакам Петербурга.
Фото: castle-ua.com
Читайте также наш текст о петербургских и российских памятниках, которые чаще всего становятся жертвами вандалов.