В среду в СМИ появилась информация о том, что социальная сеть Марка Цукенбергера Facebook может вскоре покинуть Россию, потому что ее руководство отказывается переностить серверы с базами данных российских пользователей ресурса на территорию нашей страны, сочтя это экономически невыгодным шагом. Поздней Роскомнадзор опроверг эту информацию, заявив, что на встрече с директором по общественной политике Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Мируп Кристенсеном речи об отказе переноса серверов с данными россиян не шло.
Речь идет о выполнении нового пункта в законе "О персональных данных", который вступит в силу 1 сентября: по нему персональные данные россиян должны храниться в дата-центрах только на родине. Закон был подписан президентом Владимиром Путиным в июле 2014 года, изначально поправка должна была вступить в силу 1 января 2015-го, но затем решили не затягивать.
Что делает Роскомнадзор
К слову, после встречи представителей Роскомнадзора и Facebook стало известно, что ведомство будет вести учет нарушителей закона "О персональных данных" в специальном реестре, нарушителей будут блокировать.
Роскомнадзор времени не теряет и не дает компаниям, работающим в России и хранящим базы данных за рубежом, оторваться от действительности - во второй половине июля ведомство опросило 40 интернет-фирм, более 80% из них были готовы разместить свои серверы на территории РФ. Сообщалось, что Роскомнадзор готов оказать консультационную помощь компаниям, чтобы те смогли сохранить бизнес в стране без нарушения законодательства.
К новому году Роскомнадзор собирается проверить 317 компаний на соответствие обновленному закону, все это крупные игроки рынка, такие как «Ростелком», «ЛУКОЙЛ-Информ», General Motors (всего данные россиян используют и обрабатывают порядка 2,6 млн фирм). Главным доказательством соответствия букве закона будут договор с российским дата-центром или собственный дата-центр в России.
От обязательного хранения персональных данных россиян в России освобождаются компании, деятельность которых регулируется международными договорами, - это СМИ, визовые центры и авиаперевозчики. Так, сегодня же Минкомсвязи объявило, что сервисы по бронированию билетов могут хранить персональные данные россиян за рубежом, потому что авиаперевозчики и без того передают сведения о пассажирах в централизованные базы профильных органов государств по законам о транспортной безопасности и о персональных данных.
Фото: kanobu.ru
Что делают компании
Пойти на траты, чтобы остаться в России, готовы AliExpress и eBay, Booking.com, PayPal, Citibank, Росфинанс Банк (дочка Societe Generale), Lenovo и Samsung, гонимый в последнее время Uber, «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.Ru Group и Rambler & Co.
Одними из первых перенос серверов с данными россиян начала Google, которая и без того переживает сейчас глобальные изменения - еще в прошлому году, после подписания президентом закона "О персональных данных", Google неспешно начала заключать контракты по размещению своего оборудования в России. В апреле американская корпорация договорилась об аренде дата-центров "Ростелекома". Аренда места для собственного сервера в месяц будет стоить Google примерно 108 тыс. рублей.
В июне перенос баз пользователей в Россию начала Samsung, которая решила арендовать московские серверы DataPro. По словам представителей южнокорейской фирмы, при переносе данных они придерживаются "самой строгой интерпретации закона".
В апреле крупнейшая китайская интернет-компания по продаже товаров AliExpress решила открыть свое представительство в России. Также говорилось, что AliExpress уже выбрала центр обработки данных, но имя арендодателя не раскрывалось.
Компания-издатель онлайн-игр Syncopate давно хранит персональные данные российских игроманов в пяти ЦОД в Москве и заявляет, что это намного выгодней, чем за рубежом.
Дата-центр Google
Фото: kdesyatkin.ru
Возможные последствия
Даже спустя год многие компании пребывают в подвешенном состоянии и не знают, что делать. Часть из опрошенных в июле Роскомнадзором фирм честно заявила, что вообще не представляет, как перенести серверы в Россию. В 2014 году больше всего вопросов было у банков, авиаперевозчиков, турагентств, почтовых компаний, компаний розничной торговли и международных операторов связи.
Но всех не столько интересовало, как выполнить условия российского законодательства, сколько затраты и убытки на это. Как показало время, самым простым способом переноса серверов из-за границы оказалась аренда ЦОДов, смогли себе это позволить уверенные и укрепившиеся на рынке компании.
Европейский центр по международной политической экономии (ECIPE) несколько месяцев назад опубликовал прогноз, исходя из которого из-за закона "О персональных данных" Внутренний валовой продукт России обеднеет на 0,27%, а это 286 млрд рублей. Привязка данных пользователей к территории РФ обязательно, считают в центре, приведет к снижению производительности компаний, которых коснется закон.
Эксперты сошлись во мнении, что для крупных компаний перенос серверов не будет глобальным событием, существенные последствия и, возможно, неприятные, ощутят на себе средние и мелкие фирмы. Последние вообще не станут переносить данные в Россию и, таким образом, уйдут с нашего рынка.
Фото: finik.me