Camel Trophy
До первого старта в Иркутске в 1990 году ни в прессе, ни на телевидении не появлялось практически никакой информации, и тут вдруг летом того же года в газете "Советский спорт" появилась скромная анкета для желающих испытать себя в следующем "Camel Trophy".
В 1991 году в Танзанию и Бурунди поехали Вадим Савельев и Михаил Снарский. Вернувшись, Тарас Нечипоренко (участник финального отбора в Советскую команду) и Миша Снарский задались целью найти денег и организовать Russian Off-road Center.
Клуб 4х4
Михаил Снарский жил в то время на Воробьевых горах, в непосредственной близости от "Дворца пионеров". Он сумел организовать на территории Дворца не только маленький сервис, ориентированный на джипы американского производства, но и что-то вроде кружка-секции для мальчишек, которых тянуло и за рулем посидеть, и гайки покрутить. Тогда и появилось теперь уже привычное имя — "Клуб 4×4".
Первые покатушки в Звенигороде
Для трассы задействовали не только карьер, но и часть живописных склонов Москвы-реки. Стартовые взносы были взрослыми — где-то в районе 250 долларов. Правда, и призы обещали неплохие: за первое место полагалась путевка на двоих на Багамы.
Уже через полгода прошли первые "покатушки" под эгидой самого клуба.
"Покатушки" быстро приобрели популярность и дважды в год собирали в карьер множество участников, "больных" полным приводом. Заезды проходили по "олимпийской системе" и неизменно вызывали огромный ажиотаж у зрителей.
Off-road & 4x4 Club
2-3 марта 1996 года состоялась поездка по Карельскому перешейку и в шхеры Ладожского озера, с которой и началась история Санкт-Петербургского клуба Off-road & 4×4 Club.
Первый российский трофи-рейд "Арктик-трофи"
Основатель "Арктик трофи" Евгений Ведерников первым ввел секундомер для подведения итогов трофи-рейдов, и время, хотя и не сразу, показало состоятельность этой идеи. Тогда же, впервые в джиперской практике, было реализовано "сверхнизкое" давление в колесах при преодолении болот — 0,8 атм. Сейчас этот "пионерский" шаг вызывает лишь улыбку.
К большому прискорбию, при разведке маршрута "Арктик трофи-1999" Евгений Ведерников погиб вместе с журналистом Сергеем Щербовичем.
На последнее организованное им соревнование съехалось рекордное количество участников, все, кто знал Евгения. Это был последний год "настоящего" "Арктик трофи" — культовой гонки в среде любителей внедорожников, которая положила начало трофи-рейдам как виду автомобильного спорта. Проводимое в уникальных природных условиях "Арктик трофи" под руководством Евгения Ведерникова сегодня уже стало историей — с присущими только ему особенностями и всегда со "звездным" составом участников.
Рождение "Ладоги"
Первый же трофи-рейд 1997 года собрал 33 экипажа из Москвы, Питера, Мурманска и Латвии.
Та "Ладога" была единственной за все годы, где экипажи двигались по трассе общим конвоем.
Событие, несмотря на ряд допущенных ошибок молодости, удалось. В первый год случилось два неприятных инцидента. Один из них произошел во время пляжной гонки — на скорости "за сотню" перевернулся MB Gel×ndewagen, водитель которого был отправлен в Петербург с переломом руки.
Другой же инцидент имел место на ставшем впоследствии знаменитом "малом оффроудном кольце". Финишируя, с крутого подъема дважды улетал вниз Land Cruiser BJ40 Александра Дерюгина. В итоге штурман отделался травмой руки, а автомобиль превратился в кабриолет.
"Ладога", похоже, удалась. Об этом свидетельствует хотя бы динамика роста числа участников: 33 в 1997-м и более 200 спустя 15 лет. Да и география участников потихоньку расширялась.
Всю информацию о "Ладоге-трофи" читайте ЗДЕСЬ.