Прогуливаясь по Петербургу, мы вряд ли задумываемся о том, что любимые с детства городские виды, давно ставшие частью нас самих, могли бы быть совсем иными. «Санкт-Петербург.ру» заглянул в прошлое и составил небольшую карту несуществующего Петербурга из того, что было задумано, но так и не было построено.
Несбывшиеся планы Петра
Строительство Санкт-Петербурга. Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005
Начнем с того, что место, где именно рубить свое «окно в Европу», Петр I выбрал не сразу. Рассматривались варианты на острове Котлин, где нынче находится Кронштадт, старая крепость Ниеншанц и даже Копорье.
Первоначально центром города должен был стать Васильевский остров. Именно там Петр I задумал реализовать идею «образцового голландского государства», чтобы вместо улиц были каналы, никаких мостов, а жители передвигались от берега к берегу на лодках. Император был человеком волевым и увлекающимся, сказал «Хочу каналы!», значит, должны быть каналы, и ни шестимесячная зима, ни болота, ни бесконечные дожди ему нипочем. Причем задача была построить каналы такой ширины, чтобы по ним могли ходить даже большие корабли. Руководство строительством было поручено губернатору Меньшикову.
Сподвижник императора был, несомненно, человеком преданным, но здравомыслящим. Каналы рыть начал, но старался не очень. Возможно, понимал утопичность идеи, возможно, хотел навредить автору проекта Леблону, а возможно (даже наверняка), часть денег клал себе в карман. Каналы получились узкие, даже две лодки на них разминуться не могли, а значит, абсолютно для своих целей непригодные. Сам Меньшиков получил за такое ослушание дубиной от скорого на расправу венценосного друга, но идея «Северной Венеции» была похоронена. Каналы постепенно зарастали, жители окрестных домов скидывали в них мусор и нечистоты, и, в конце концов, их зарыли. Те улицы, которые должны были быть каналами, по-прежнему называются линиями, таким образом сохраняя память о несбывшихся мечтах Петра.
Несколько жизней Исаакиевского собора
Исаакиевский Собор. Проект Н.А. Ринальди. Рис. О. Монферрана. 1768.
Первая Исаакиевская церковь представляла собой обычный деревянный сруб, типичный для петровского периода. Вторая Исаакиевская церковь была уже каменной и напоминала Петропавловский собор, но была построена в крайне неудачном месте — там, где сейчас Медный всадник. Фундамент подмывала Нева, да к тому же однажды в здание ударила молния. Третий Исаакиевский (уже собор) стал строить Ринальди при Екатерине II. Пять куполов, стройная колокольня, мрамор по всей поверхности — таким мы должны были его увидеть, но архитектор успел довести здание лишь до карниза. Смерть Екатерины II и восхождение на престол Павла I все изменило. Ринальди уехал за границу, проект должен был заканчивать Бренн. Но ему пришлось значительно исказить дорогой первоначальный проект, потому что император все средства и материалы бросил на строительство Инженерного замка. В результате на роскошном мраморном основании архитектор вынужден был возвести кирпичные стены.
Шутник Акимов написал на этот счет эпиграмму:
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный
За эту шутку он поплатился отрезанным языком и ссылкой.
Собор осветили, и он практически целое десятилетие «украшал» Петербург своим непарадным видом. Несколько раз объявляли конкурс на новый проект, но обязательным условием было сохранение алтарных частей. В конце концов, разработку поручили тогда еще молодому и подающему надежды Монферрану. Тот подготовил огромное количество вариантов здания в совершенно разных стилях, но к окончательному проекту, каким мы видим сейчас Исаакиевский собор, архитектор пришел спустя почти целое десятилетие.
Марсово поле
Художник Ладюрнер А.И. Парад Лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле 1840
Еще один привычный петербургский ансамбль, который должен был быть совсем другим — Марсово поле. Ведь жертвы февральской революции были захоронены здесь только в 1917 году, а вечный огонь зажгли в 1957 году. До этих пор у этого места было совсем другое настроение. Здесь организовывались военные парады и народные гулянья. Воздвигали аттракционы, балаганы, продавали сладости и пиво. И постоянно планировали чем-нибудь застроить (еще бы, огромный пустой участок земли, прямо в центре города!). В свое время были проекты: велосипедного трека, оперного дома, здания Государственной думы, памятника императору Александру Николаевичу, военно-исторического музея, торгового комплекса с гостиницей, рестораном и почтой. Все эти идеи по разным причинам не реализовались. Но зато часто строились временные сооружения: обсерватория «Урания», летний кинотеатр, «Американские горки», здесь даже проходили соревнования по конькобежному спорту.
Впереди прогресса
mirmetro.net
Часто в Петербурге обсуждались прогрессивные инженерные идеи, намного опережающие свое время. Так, например, на объявленном в 1892 году конкурсе на лучший проект Троицкого моста инженер Ганнеман предложил построить подводный тоннель, соединяющий Марсово поле и Петербургскую сторону. Проект предполагал создание нескольких ярусов для транспортных средств и движущийся тротуар. Свои проекты подводных тоннелей также предлагали Торгованов и Брюннель. Власти, конечно же, выбрали традиционный (хоть и очень красивый) способ соединить два берега, но разговоры о необходимости подводного тоннеля возникают до сих пор.
Да что там говорить, ведь Петербург мог стать родиной российского метро на полвека раньше Москвы. Ведь первый проект соединения внутригородской магистралью Балтийского и Финляндского вокзалов был создан правлением Балтийской железной дороги еще в 1889 году. С тех пор различные предложения поступали практически ежегодно. Проекты рассматривались со всей серьезностью, даже утверждались сметы, однако… Однако первый поезд отправился уже в Ленинграде и только в 1955 году.
Масштабы замыслов советских архитекторов
all-castles.com
Перед революцией население Петербурга перевалило за 2 млн, город превратился в крупный промышленный мегаполис. Тогда планировалось поднять на эстакаду городской рельсовый транспорт и пробить дублер Невского проспекта. Однако в годы гражданской войны население сократилось больше, чем в два раза, и до сегодняшнего дня уступает по численности Москве.
И все же в годы НЭПа и индустриализации, к 30 годам XX века, жителей стало больше 3 млн, тогда же появился генеральный план развития Ленинграда. Одной из основных идей этого плана было смещение центра города на юг, вдоль нынешнего Московского проспекта. А центром нового центра города должен был стать Дворец Советов. Это большущее здание в стиле сталинский ампир, в котором предполагалось разместить всю власть Ленинграда и Ленинградской области: обком, горком, комсомол и т.п. Здание располагается на станции метро «Московская». Огромный 14-колонный портик украшает скульптурная композиция с традиционными рабочими и крестьянами, а венчает все это 120-тонный бетонный герб РСФСР. Автор хотел, чтобы герб отлили из бронзы и украсили самоцветами, но пришлось сэкономить. Самый большой по замыслу правительственный дворец в СССР так и не заработал по своему назначению …
Перед Дворцом Советов собирались построить площадь для парадов с гранитными трибунами на 8 тысяч мест, по бокам должны были быть построены Дом Красной Армии и Флота, Дворец молодежи и театр. Но, увы… война уничтожила как этот масштабный проект площади, так и саму идею перемещения центра на юг города.
Этот генеральный план по улучшению жизни горожан и сейчас имеет много противников и сторонников.
Не все проекты советского периода были такие. Например, долгое время ходили слухи, что ангела на Александровском столпе собирались заменить бюстом Сталина или Ленина…
Жертвы перестройки
Рассказ о заброшенной гостинице в центре Петербурга на набережной реки Карповки на первый взгляд не подходит к теме нереализованных проектов. Ведь, строго говоря, планы по строительству были полностью осуществлены... Но давайте по порядку. В не самом простом для нашей страны 1988 году советские чиновники решили шикануть и отгрохать в тогда еще Ленинграде 5-звездочную гостиницу. Это сейчас, после золота Дубайских отелей (в которых может не все были, но уж фотографии видели все), нас таким не удивишь, а в те далекие годы роскошью все еще были Coca-cola и чешский хрусталь. В общем, задумка шикарная, спроектировано дорого-богато, но вот время для строительства не самое подходящее. 90-е годы — понятие для страны уже нарицательное, так что началась котовасия с собственниками, которая продолжается и по сей день. Гостиницу довели до последнего этапа: лежит плитка, установлена сантехника, вставлены стекла, но она так и не открыла гостям свои двери. Стоит все это, разваливается, устаревает, последний шанс был открыться в 2008 году, но, увы. Скорее всего, гостиницу снесут и построят на ее месте жилой квартал. Некоторого мистического флера к этой грустной истории добавляет то, что в стенах отеля на банкете по случаю какого-то юбилея умер от сердечного приступа митрополит Санкт-Петербургский Иоанн.
Наши дни. Не теряем оптимизма
проект Доминика Перро
Последнее десятилетие радует петербуржцев грандиозными проектами, которые должны «навсегда изменить облик города», стать «новой доминантой» и «привлечь бизнес и туристов».
Против некоторых прожектов возмущается практически весь город. Так, благодаря всеобщему недовольству, не возвышается над нами громада Охта-центра, более известная как «кукурузина». В городе с предельной высотностью в исторической части 75 метров собирались отгрохать небоскреб высотой 396 метров. Петербуржцы, мысленно дорисовав ко всем любимым видам города этого архитектурного великана, массово пошли на митинги. Строительство перенесли, ко всеобщему удовольствию, в отдаленное от центра место, и теперь нас ждет не «Охта-центр», а «Лахта-центр». Более того, по информации всеведущей Википедии: «В марте 2015 года бетонирование нижнего диска коробчатого фундамента башни «Лахта-центра» было внесено в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая непрерывная заливка бетона в мире. За 49 часов без остановки было залито 19 624 кубометра бетона, что на три тысячи кубометров превысило предыдущий мировой рекорд».
Про вторую сцену Мариинского театра помнят, наверное, все. В 2003 году победил проект Доминика Перро. Новаторское, яркое, любопытное здание, наверняка, приобрело бы кучу ненавистников, но оно было бы способно стать новой городской доминантной. Только представьте себе нечто воздушное с золотой вуалью, напоминающее гигантский драгоценный камень. Спорно — да? Ярко — несомненно! Ну построили то, что построили, и уже как-то пообвыклось, споры поутихли, все смирились. К тому же сам зрительный зал действительно вышел просто потрясающий, один из лучших в мире. А мы мысленно нанесем на карту несуществующего города очередной неосуществленный проект.
Еще одна громко анонсированная, но зависшая стройка — «Набережная Европы». Помимо жилых кварталов там будет (да, все еще жива надежда) единственная в Петербурге пешеходная набережная и дворец танцев Бориса Эйфмана. Строители лихо взялись за дело, снесли целый квартал… и на этом остановились. Что мешает закончить? Наверняка сложные политико-экономические мотивы, но факт в том, что жители Петроградского района уже несколько лет наблюдают синий строительный забор и кучу земли за ним. На официальном сайте последние новости датированы 2012 годом, что, конечно, не радует, но некоторые источники сообщают, что верить все-таки стоит.
Ну и напоследок о черной дыре нашего городского бюджета и незаживающей ране в душе любителей футбола. О стадионе «Зенит-Арена», которого мы ждем-ждем, а дождемся ли? В любой случае, таким, каким его задумал легенда японской архитектуры Кисе Курокава, он точно не будет. Слишком много дорабатывали и перерабатывали. Надеюсь, хотя бы основная идея, сделать стадион похожим на космический корабль, сохранится. Сами зенитовцы уже было отчаялись сыграть в футбол на собственном стадионе и затеяли в 2014 году стройку в Купчино (еще один неосуществившийся проект). Но их заверили, что нет-нет, вот уже почти, и к маю 2016 года он точно будет. Мы оптимисты, мы ждем.