Исследователи называют Леонардо да Винчи «универсальным человеком» или «человеком эпохи Возрождения» (в современности его бы прозвали «эрудитом»). Другими словами, Леонардо не ограничивался одной областью знаний, а интересовался и развивался в разных сферах.
Вот почему да Винчи одновременно: гениальный художник, мыслитель, писатель, музыкант, архитектор, изобретатель и ученый. Он даже изучал строение человеческого глаза. А это очень-очень сложный «механизм».
Жизнь гения окутана тайной и мистикой. Как так вышло, что его изобретения настолько опережали время? Например, испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам Леонардо, подтвердили, что он мог подняться в небо еще в конце 15 века. Помешало только несовершенство материалов того времени. А некоторые его труды ученые смогли продолжить только в 20 веке.
С картина тоже все непросто: исследовали по сей день спорят о подлинности тех или иных произведений да Винчи. Сейчас в Петербурге хранятся аж целых два полотна итальянца (из всего около 15 сохранившихся).
Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» в Эрмитаже
Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным из них в свое время давали прозвища. «Мадонна Литта», например, названа в честь своего владельца. Картина была написана в 1480-1491 годах и долгое время оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта.
В 1864-м герцог Антонио Литта предложил Эрмитажу 44 произведения из фамильного собрания. Директор музея Степан Гедеонов выбрал четыре картины. Они обошлись в 100 тыс. франков. Тогда же Эрмитаж приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато и «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана.
«Мадонна Литта» прибыла в Россию в плохом состоянии, поэтому ее пришлось не только чистить, но и переложить с доски на холст.
Картина на официальном сайте Эрмитажа
«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа», написанная в 1478 году, также называется в честь своего владельца. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Бенуа – Марии Бенуа (урожденная Сапожникова).
Дедушка Марии, Александр Сапожников, приобрел «Мадонну» в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова. Вероятно, тот привез картину из Италии в 1790-х.
Примечательно, что после смерти Корсакова Эрмитаж купил несколько картин из его коллекции (Милле, Миньяра). Однако «Мадонной» пренебрег. Новый владелец отреставрировал картину, ее сразу перевели с доски на холст.
В России о картине узнали в 1908-м, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил ее подлинность.
В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тыс. франков (около 200 тыс. рублей). В России же решение о покупке картины было принято на государственном уровне. Директор Эрмитажа Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Бенуа тоже хотели, чтобы произведение досталось России, и в 1914 году «Мадонна Бенуа» была продана за 150 тыс. рублей. Сумма, кстати, выплачивалась в рассрочку.
Коллекция Эрмитажа «Итальянская живопись XIII—XVIII веков», помимо двух произведений да Винчи, включает в себя работы и других величайших итальянских художников.
Картина на официальном сайте Эрмитажа
Где: Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, 2 этаж, зал 214 (Дворцовая пл., 2)
Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00
Сколько: взрослый билет от 250 рублей
«Мадонна Литта» (слева) и «Мадонна Бенуа». Фото: С. Рагин / Государственный Эрмитаж
Выставка «Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения» в «Этажах»
В «Этажах» с 23 февраля 2019 года откроется выставка, на которой представят коллекцию репродукций работ Леонардо да Винчи (около 30 картин и рисунков), а также работ его современников-живописцев: Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и Тициана Вечеллио (около 40 картин).
Организаторы пишут: «В нашей выставке мы постарались охватить наиболее значимые для эпохи Возрождения произведения и авторов, получивших признание у последующих поколений. С помощью техники “жикле” можно полностью воссоздать бессмертные шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюров. В отличие от художественных копий, выполняемых маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукция – не имитация, а точное, факсимильное воспроизведение подлинника».
Работы сопровождаются описанием сюжетов и историей создания каждой картины. Есть аудиогид. Для гостей будут действовать экскурсии. На память можно приобрести сувениры.
Где: «Лофт Проект Этажи», 5 этаж (Лиговский пр., 74)
Когда: с 23 февраля по 10 апреля с 11:00 до 21:00 (без перерывов и выходных)
Сколько: единый билет – 200 рублей; в составе групповой экскурсии – 400 рублей
Фото: wikipedia.org
Квест «Код да Винчи»
Создатели «Кода да Винчи» хорошо поработали над антуражем и даже воссоздали несколько изобретений гениального изобретателя.
Участникам придется проявить недюжую смекалку и фантазию, чтобы решить все головоломки (всего в игре их 35 штук) и освободить пленника философского камня, замкнув магическую цепь.
Здесь нет пугающих людей в масках и других стрессовых моментов. Это размеренный и вдумчивый квест. Сложность – высокая. Однако сильно не переживайте – заботливые администраторы всегда подскажут, если вы зайдете в тупик.
Игроки в возрасте до 14 лет допускаются для прохождения квеста только со взрослыми. Длительность квеста – 1 час.
Где: Коломенская ул., 42
Когда: ежедневно с 10:30 до 23:00
Сколько: от 400 до 750 рублей
Фото: «Мир Квестов»
Выставка «”Флора” Франческо Мельци. К завершению реставрации»
В Аполлоновом зале Эрмитажа демонстрируется полотно «Флора». Ее автор – ученик да Винчи – Франческо Мельци. Картина поступила в коллекцию музея в середине 19 века и долгое время приписывалась самому Леонардо.
Существует много копий и вариантов этого произведения. Однако «Флора» петербургского Эрмитажа считается эталоном.
Выставка будет работать до 31 марта 2019 года. На ней можно увидеть не только картину Мельци, но и узнать, какие открытия совершили работавшие с холстом реставраторы.
Выставка на официальном сайте Эрмитажа
Где: Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, 2 этаж, Аполлонов зал (зал 260) (Дворцовая пл., 2)
Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00
Сколько: взрослый билет от 250 рублей