Несмотря на то, что книга "Солдаты армии ТРЭШ" считается модной среди нынешней читающей молодежи, ее автор до сих пор не общался плотно с журналистами. О том, как как его за творчество выгнали из дома, почему его герои такие самобытные и какая связь между ним и Достоевским, корреспонденту "Санкт-Петербург.ру"в своем первом интервью рассказал писатель Михаил Лялин.
- Начал писать я довольно-таки поздно. Я учился в школе в специфическом районе — Калининском- и точно знал с 5 класса, где в школе продавали коноплю. Отсюда и мое школьное окружение. Наверное, поэтому я и не очень любил читать.Все изменилось, когда я пошел на подготовительные курсы в СПбГУ. Я тогда поступал сразу на несколько факультетов, потсупив, в итоге, на экономический факультет.. На курсах русский язык нам тогда преподавал Владимир Иванович Коньков. И именно он и научил меня писать, по крайней мере, приличные сочинения.
Первый рассказ я написал на 1 курсе. Тогда я вообще в первый раз ручку в руки взял, что бы что-то написать. Помню тот день, когда у меня возникла идея "Солдат армии ТРЭШ". Иду под аркой дома и думаю: "А вот почему бы не выйти сейчас тройке закадычных друзей. К примеру, выходят они и говорят друг другу : "А спорим…". "ТРЭШ" так и начался этими словами. Сначала идея была не оформлена. Я писал небольшие истории, и потом это складывалось в приличную историю, и за полгода я сумел сделать вот такое цельное произведение.
Я напечатал на принтере, сброшюровал и отдал в переплетную мастерскую несколько экземпляров романа. Потом стал рассылать книгу по адресам издательств.Я не знал никаких писателей, не имел никаких контактов, и, тем более, связей. Когда показал "ТРЭШ" своему отцу, у нас с ним был сильный конфликт. Ну а потом все получилось как-то спонтанно. Я был на даче. Утром мою посуду, и тут звонит отец, который был против книги, и говорит, что мне нужно приехать в город, так как меня хотят издавать. Так все и закрутилось.
- К какому литературному стилю ты сам себя отнесешь?
- Наверное, к какому-то реализму с примесью мистических деталей. Я обращаю большое внимание на детали и сны героев, и включаю их обычно в повествование. Мало того, мне тут сказали, что они лучше всего у меня и выходят. Не знаю даже, почему.
- Возможно, твое творчество как-то связано с Достоевским? Ведь сны — это его сильная сторона.
- Здесь есть своя история, которая случилась буквально на днях. Наверное, читатели подумают, что я глупый какой-то, но я у Достоевского читал одно произведение - "Преступление и наказание", и то - в школе. Виктор Тихомиров, "митек, художник, писатель и кинорежиссер недавно посоветовал мне прочитать "Записки из подполья". Когда читал, я просто находился в полнейшем шоке. Если бы в школе мы проходили это вместо "Преступления и наказания" Достоевского, мы любили бы его и литературу, в целом, гораздо больше. По крайней мере, я Достоевского теперь уважаю (смеется).
- Кого из писателей предпочитаешь?
- Мое знакомство с литературой не как с замученной годами мумией, а как с живой и полной сил женщиной началось с современных писателей. В первую очередь, это Пелевин. В 1999 году мой крестный на даче зачитывал нам отрывки из "Жизни насекомых". Мама думает, что, видимо, с того времени я стал задумываться о писательстве. Тогда я понял, что быть современным писателем вполне возможно. Пелевин стал для меня открытием. Я "GENERATION П" прочел, наверное, раз шесть. Пелевин держит определенную планку. Потом я начал перечитывать мировую литературу, от Маркеса до Мураками и Коэльо. И сейчас я не брезгую "популяром".
- Откуда берешь таких самобытных героев?
- Если говорить о "Солдатах армии ТРЭШ", то это мои университетские приятели. У всех героев есть свои прототипы. Есть даже прототип меня — я считаю себя в этой троице Тесаком. Хотя потом уже я узнал, что в Москве, оказывается, есть скинхед по кличке Тесак. Его, кстати, сейчас хотят посадить или уже посадили. Мне всегда нравилось такое проявление жизни: круг замкнулся. Я никогда не общался с этими ребятами, а они существуют реально. Главный герой - это мой лучший друг, который живет в Гатчине. Но то, что герои списаны с нас, не означает, что мы делали то же самое. Это все выдумано.
- Как проходит работа над книгой?
- Идея книги, как таковая, возникает неожиданно. Я не думаю о книге и не работаю каждый день. Когда накатывает — пишу. За последний год я написал от силы десяток рассказов, и сейчас приступаю к работе над повестью. Последняя идея у меня возникла, как всегда, внезапно. Я шел по улице, а в лицо дул ветер со снегом. И как-то моментально возник сюжет. Возможно, ветер принес. Я даже не знаю. Ну, а вообще - встал, почесался, посмотрел - посуды куча, обед не готов... Ладно, думаю, поработаю немного - на кухне, там стул очень жесткий и сидеть расслаблено просто невозможно. Вспоминаю, что написал вчера. У меня есть план произведения, разбитый по эпизодам. В схеме в рамочки обведено то, о чем я должен упомянуть в том или ином эпизоде. Пишу я на компьютере. Я достаточно ленивый человек, так что уже забыл, как это - писать ручкой. По-моему, те, кто пишут на машинке или от руки принципиально - это просто люди, которым нечем больше похвастаться. Это то же самое, как если бы изобрели ручку, а ты до сих пор выбиваешь иероглифы на камне.
- Ты связываешь свое будущее с литературой?
- Тут я могу похвастаться. В настоящее время я живу на авторский гонорар за вторую книгу. Да, литература меня кормит. И даже больше. Когда я получил гонорар, я купил рамочку, взял 50 рублей из общей суммы (сначала хотел взять 5 тысяч, но понял, что потом, когда остальные деньги закончаться, буду вытаскивать их из рамки и постоянно разменивать) и написал под ними, что это мой первый приличный гонорар. Почему первый приличный? Я за "ТРЭШ" получил 100 долларов.
Мне сложно сейчас что-то говорить по поводу будущего. На данный момент я учусь в аспирантуре экономического факультета СПбГУ. Мне остался там 1 год. Возможно, буду преподавать, ну и писать, конечно. По крайней мере, меня радует, что я не ввязался в гонку за постоянной прибылью и материальными благами, как остальные ребята. У меня есть какая-то внутренняя свобода. Я понимаю, что у меня есть день, и сколько я за него сделаю — все мое. Меня никто не заставляет. Поэтому мне хотелось бы связать свою жизнь с литературой. И есть предпосылки к этому. Я вижу, как ситуация вокруг меняется. Гонорары писателей стали расти. Мою новую книгу "Ржавчина" уже хотели напечатать 2 крупных издательства. И это потому, что этот рынок стал развиваться. Появились профессиональные литературные агенты, как например, "Гумен и Смирнова", которые и продали мою "Ржавчину".
- Считаешь ли ты себя популярным?
- Среди девушек - да (смеется). Ну что значит, популярен? Популярен — это тираж 50 тыс. У меня пока в разы меньше. Единственное, меня поразило как-то, - что мою книгу продают в ларьке у Финляндского вокзала. Ладно, в магазине, но в ларьке...! Это народное признание, что ли. Сейчас книгу вывесили в сеть. Это радует меня дополнительно. Я вообще выступаю за бесплатное распространение литературы. Хотя, издателям это не понравится.
- Над чем сейчас работаешь?
- Роман "Ржавчина" - на подходе к магазинам. Выйдет к книжной ярмарке в ЛенЭкспо, то есть в конце апреля. Эта книга — мой ответ графу Монте-Кристо, потому что месть — это ржавчина, которая изъедает душу. В настоящий момент работаю над повестью "Acarina Ixodidae". Это будет что-то вроде ужасов с примесью мистики и сумасшествия. Мой ответ "Сиянию". Окончательная форма этого произведения сформировалась под воздействием "Записок из подполья" Достоевского. Повесть даже открывается цитатой из этой книги.
- Как ты думаешь, какой он, твой читатель? Какая твоя целевая аудитория?
- Это ребята моего возраста, или помладше, которые хотят узнать о жизни немного больше. Мне хочется заставить своего читателя думать. Предоставить ему факты и дать возможность осмыслить их самостоятельно. Вот и все, что мне нужно.
Беседовала Ксения ЧЕПИГА