Против чего протестуют дальнобойщики
С начала ноября почти в сорока регионах страны проходят массовые акции протеста дальнобойщиков против системы «Платон».
Название «Платон» - сокращение словосочетания «плата за тонны». Система начала работать 15 ноября, когда водители грузовых автомобилей массой более 12 тонн стали платить за каждый пройденный километр федеральных трасс.
После регистрации в «Платоне» водителям предлагают выбрать, как пользоваться системой. Они могут заказать специальное бортовое устройство, которое будет считать километры, или создать маршрутную карту. Устройства нужно покупать дополнительно. Рассчитанное расстояние нужно оплатить до отъезда. Деньги со специальной карты спишут в режиме онлайн.
Фото: urfo.org
С 15 ноября до 29 февраля 2016 года дальнобойщики будут платить 1,52 рубля за километр. С 1 марта 2016 до 31 декабря 2018 - 3,06 рубля. На последнем совещании в Росавтодоре решили, что за первую неоплату водителей будут штрафовать на 5 тыс. рублей. Штраф за повторное нарушение составит 10 тыс. рублей.
Изначально предполагалось, что размер штрафа за первое подобное нарушение будет 450 тыс. рублей, за повторное нарушение - 1 млн рублей. Суммы значительно снизились из-за массовых протестов. Систему штрафов планируют принять до 2016 года.
Кто курирует систему «Платон»
Компания «РТ-Инвест Транспортные системы» заключила концессионное соглашение с Федеральным дорожным ведомством на 13 лет. Государство должно будет ежегодно оплачивать услуги - перечислять компании 10,6 млрд рублей. Согласно выписке из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» поровну владеют ООО «РТ-Инвест» и Игорь Ротенберг.
«Ростеху» принадлежит 25,01% капитала «РТ-Инвест», а ООО «Царицын Капитал» владеет 74,99% фонда, учредителями числятся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов.
Общая сумма запуска «Платона» - более 29 млрд рублей. За первые пять дней система заработала 191 млн рублей. Деньги пойдут на ремонт федеральных трасс. Минтранс попросил выделить 7,93 млрд рублей для работы системы в следующем году. Заработать в 2016-м планируют 40 млрд рублей.
Какие акции протеста проходят
Акции протеста начались 11 ноября - водители большегрузных автомобилей выстроились вдоль обочин сразу нескольких федеральных трасс. Несогласные встали вдоль дорог Подмосковья, Карелии, Ульяновской области, Сибири и других регионов России.
После этого чиновники решили отсрочить введение новых штрафов за неуплату стоимости проезда по федеральным трассам. Штрафовать водителей большегрузных автомобилей, не заплативших сбор за проезд по федеральным трассам, будут с 1 мая 2016 года. Ранее предполагалось, что начнут штрафовать с 15 ноября 2015 года. Это правило действует для всех регионов, кроме Подмосковья.
Однако дальнобойщиков такие «слабые поблажки» не устроили, они продолжили протесты. Например, 16 ноября в Петербурге около сотни дальнобойщиков собрались на площади Конституции у офиса компании «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Фото: kprf.ru
Позднее, 19 ноября, дальнобойщики начали акцию «Улитка». Они собрались в 75 городах России для дальнейшего движения по федеральным трассам со скоростью 5-10 км/ч. В нашем регионе дальнобойщики собрались на границе Петербурга и Ленобласти в районе поселка Шушары.
Также стало известно, что во время протестов на трассе под Тверью фура въехала в толпу бастующих дальнобойщиков. ДТП произошло 19 ноября около 10:30 на 166-м километре трассы М-10 «Россия» в Калининском районе.
В результате ДТП один человек погиб, четверо получили травмы различной степени тяжести. Еще троих дальнобойщиков от верной смерти спас инспектор ГИБДД, он успел их оттолкнуть от надвигающейся фуры. После этого случая Росавтодор попросил МВД разобраться с протестами.
Еще одна "Улитка" в Петербурге запланирована на вторник, 1 декабря.
Реакция власти на массовые протесты
Дмитрий Песков сказал, что в Кремле «не склонны преувеличивать и излишне драматизировать» ситуацию с дальнобойщиками. Вопреки этому протестующие в Дагестане объявили, что, если их требования не услышат, они отправятся в Москву и перекроют движение.
Депутат Евгений Федоров записал видеообращение, в котором обвинил организаторов и участников акций протеста дальнобойщиков в связи с США. По его словам, акции «по задумке США пытаются быть направлены на ликвидацию российской государственности».
В ответ на видеообращение Федорова в сети появилось видео в поддержку дальнобойщиков, которое записал Алексей Навальный. Он призвал продолжать акции и добиваться отмены системы. Фонд борьбы с коррупцией пообещал помогать водителям.
Также по Интернету «разошлись» слова губернатора Архангельской области Игоря Орлова: «Все эти выступления попахивают безмозглостью. Категорически против этого. Такой налог нужен. Дорога - это слишком дорогое удовольствие, чтобы к нему так легко относиться».
Водители большегрузов постоянно пытаются встретиться с представителями власти, но чиновники отказывают им в этом. Например, 24 ноября, дальнобойщики доехали до Смольного, чтобы встретиться с вице-губернатором Петербурга Николаем Бондаренко. Вице-губернатор Северной столицы проигнорировал протестующих водителей.
Члены Совета по правам человека и чиновники 2 декабря встретятся с представителями дальнобойщиков и поговорят о ситуации вокруг протестов и «Платона».
Дальнобойщики намеревались передать письмо Владимиру Путину. Сегодня, 30 ноября, стало известно, что президента России Владимира Путина информируют о протестах дальнобойщиков, однако ни о каких "письмах" в Кремле не слышали.
Протесты - без журналистов
Федеральные телеканалы продолжают не замечать массовые протесты дальнобойщиков. Несмотря на всю масштабность событий, пристального внимания прессы дальнобойщики не удостоились. Когда пользователи социальных сетей обратились в официальное сообщество Первого канала «ВКонтакте» с просьбой сделать сюжет о массовых протестах, их сообщения были удалены.
Кроме того, администраторы группы пополнили мат-фильтр словами «дальнобойщик», «грузовик», «платон», «протест» и «забастовка» и заблокировали некоторых подписчиков. Как писали СМИ, ситуация дошла до того, что пользователей отправляли в черный список даже за размещение картинок с изображением игрушечного грузовика или за скриншот из сериала «Дальнобойщики».
Позднее, в ответ на просьбы зрителей, «Первый канал» сделал сюжет о профессии «дальнобойщик», никак не связанный с протестами против системы «Платон».
Фото: openrussia.org
Свою роль в истории с акциями дальнобойщиков сыграли и надзорные ведомства - 22 ноября Роскомнадзор по требованию Генеральной прокуратуры заблокировал страницу о протестах на сайте движения «Рабочий путь». На ней указывались данные координаторов акции в разных регионах страны. Генпрокуратура посчитала, что страница содержит призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением закона.
Однако на помощь протестующим пришла неизвестная группа программистов, которая запустила специальный сайт «АнтиПлатон». С помощью него можно узнать обо всех акциях дальнобойщиков, которые проходят в России. Пользователи также могут сами сообщить о протесте, если не найдут о нем информации на сайте.
Попытка «перекрыть» МКАД
Акции протеста, связанная с перекрытием МКАД, должна была состоятся сегодня, 30 ноября. Утром стало известно, что несколько водителей из Вологды подъехали ко МКАД на легковых автомобилях. Ночью многим дальнобойщикам на грузовых автомобилях блокировали проезд.
Позднее корреспондент «Новой газеты» Евгений Фельдман рассказа, что четыре грузовых автомобиля едут в Тверской области. Водители созваниваются с другими дальнобойщиками. Вероятно, акцию перенесут: многие еще в пути и только вечером или ночью подъедут к Москве. В итоге, акцию протеста на МКАД перенесли на четверг, 3 декабря. Дальнобойщики стали собираться вокруг Москвы.
Фото: gazeta.ru
Акцию на МКАД пытаются всячески «подорвать». Пустые автомобили на постах ДПС разворачивали обратно. Координатора движения дальнобойщиков Петербурга Александра Расторгуева остановили на посту в поселке Бабино. На эвакуаторе его везут обратно в Петербург (он был на своей машине). Ему сказали, что его «документы не внушают доверия», а также выписали штраф в 500 рублей.
Водителей из Нижнего Новгорода останавливали из-за «террористической угрозы», рассказала Дождю журналист Ирина Славина. Силовики блокировали 37 фур. Всего должны были собраться около двухсот машин.
В целом, подобная акция - недешевое удовольствие. Например, дальнобойщикам Петербурга марш «на Москву» обойдется минимум в 10 млн рублей. Стоимость дизельного топлива, необходимого для поездки из Петербурга в Москву автомобилю разрешенной максимальной массой более 12 тонн, составит порядка 20 тыс. рублей.
Фото: stroypuls.ru
В столицу в настоящий момент едут около 250 грузовиков, не считая тех дальнобойщиков, которые движутся в Москву на легковых автомобилях. Таким образом, на топливо в один конец им потребуется около 5 млн рублей и еще столько же – для возвращения в Петербург. В эту сумму – 10 млн – не входят расходы на еду и возможные штрафы.
Ко всему прочему, федеральное дорожное агентство России пообещало наказывать протестующих против системы «Платон» дальнобойщиков.
«К тем, кто своими намеренными действиями будет пытаться саботировать движение на транспортных артериях нашей страны, будут применяться соответствующие меры со стороны правоохранительных органов», - говорится на сайте Росавтодора.