На сайте фонда РЖС в конце июля появилась информация о повторном проведении аукциона по продаже двух земельных участков между Лисьим Носом и Сестрорецком общей площадью 790 тыс. кв. м. В сообщении обозначено, что местоположение установлено относительно ориентира, в качестве которого выступил аэродром «Горская». Ряд петербургских СМИ поспешил сообщить, что застройке подлежит сам аэродром и что «Горская» прекратит свое существование.
«Аэродром «Горская» продолжит свою деятельность и никуда не исчезнет: люди продолжат учиться, летать и прыгать с парашютом. Нашу территорию пока что никто не трогает, речь идет о прилегающих участках», — сообщили сотрудники аэродрома.
У аэродрома богатая история: во времена Великой Отечественной войны именно здесь располагался один из оплотов воздушной обороны Санкт-Петербурга. На авиабазе близ поселка Лисий Нос находился единственный на Ленинградском фронте ночной истребительный полк. Полеты совершались в темное время суток, и пилоты были вынуждены уничтожать врага практически вслепую. В 1943 году командир полка Василий Антонович Мациевич был удостоен звания героя Советского Союза, а полк получил гвардейское знамя. Петербургские улицы Оскаленко и Севастьянова названы в честь полковых летчиков, Героев СССР.
До 1978 года аэродром занимали военные, а после он был передан в распоряжение аэроклуба ДОСААФ СССР. Здесь любой желающий мог научиться пилотировать самолет, заниматься планерным спортом и совершать прыжки с парашютом. В конце 70-х годов именно на этом аэродроме тренировался абсолютный чемпион мира по парашютному спорту Леонид Ячменев. В 80-е одним из завсегдатаев аэродрома был космонавт Сергей Крикалев, установивший рекорд по пребыванию в космосе — 803 дня. Из чемпионов недавнего прошлого на аэродроме «Горская» совершали прыжки Ольга Кошкина и Ольга Богданова.
С 90-х и до настоящего времени аэродром находится в ведении Санкт-Петербургского аэроклуба ДОСААФ России. Несмотря на то, что это государственная организация, средств из госбюджета на поддержание жизни аэродрома не выделятся, поэтому сегодня «Горская» живет за счет поддержки энтузиастов и коммерческой деятельности. Здесь петербуржцы за небольшую плату могут полетать на самолете или вертолете, «порулить» железными птицами и прыгнуть с парашютом.
Подробнее о возможностях аэродрома «Горская», читайте в материале
«Где в Петербурге подзарядиться адреналином»
«Еще в 90-х многие пытались получить территорию аэродрома под жилое строительство, но тогда клуб сумел отстоять землю. Если «Горскую» закроют, то это будет ни с чем несравнимая потеря для парашютного сообщества и спорта — закроется старейший, еще имперских времен, аэродром, который является частью истории авиации», — рассказал «Санкт-Петербург.ру» один из старожилов парашютного спорта и сотрудников аэродрома.
фото: getoutdoor.co
В данный момент фонд РЖС планирует продать только соседние с аэродромом участки. Еще в 2014 году один из участков вблизи «Горской» по результатам аукциона в аренду под застройку жильем получила компания «Лидер групп». Однако строительство так и не было начато. В компании пояснили, что столкнулись с необозначенными в конкурсной программе обременениями: на территории застройщик неожиданно для себя обнаружил зарегистрированный объект культурного наследия, который ему не удалось «обойти». При этом на карте объектов культурного наследия на данном участке ничего охраняемого не зарегистрировано. В компании эту несостыковку объяснить отказались, сославшись на то, что это дела давно минувших дней. В итоге контракт между фондом РЖС и «Лидер групп» был расторгнут, а суд обязал компанию выплатить 200 млн рублей за аренду и неустойки.
Согласно Генеральному плану Санкт-Петербурга в данной зоне предусмотрена малоэтажная многоквартирная жилая застройка с включением объектов общественно-деловой застройки. По правилам землепользования и застройки будущие здания на этой территории не могут быть выше четырех этажей. Низкая этажность делает жилье максимально безопасным. Кроме того, от аэродрома участки земли ограждает лесополоса, поэтому никакой опасности или неудобства для будущего жилья «Горская» не несет.
Тем не менее эксперты оценивают участок как «не самую привлекательную для застройщиков территорию» и не ожидают ожесточенной борьбы на аукционе. «Удаленность от города, близость к аэродрому, неудачный опыт предыдущего застройщика — все это играет не в пользу обозначенной территории», — считает эксперт по инвестициям и недвижимости Виктория Таевская.
О том, какие еще важные инфраструктурные объекты в Петербурге застраивают жильем, читайте в материале
«Провал России на Евро-2016 в истории одного петербургского стадиона»
Если участки все-таки будут застроены жильем, то рано или поздно встанет вопрос и о застройке территории аэродрома «Горская» площадью 170,3 га и стоимостью более 1,5 млрд рублей.
В комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Санкт-Петербург.ру» пояснили, что несмотря на историческую ценность аэродрома, он не признан памятником истории и культуры, поэтому никак не охраняется законодательством. Следовательно, уже через несколько лет при появлении очередного жилого комплекса город и аэроклуб могут лишиться как важной части истории Петербурга, так и необходимой площадки для занятия парашютным спортом и полетами.