В буквальном смысле целая телега – 29 томов материалов дел находятся в зале суда. Кипы бумаг ложатся на чаши весов правосудия. Их маятник колеблется между вариантами обвинений, которые московскому предпринимателю Александру Боровикову меняли уже семь раз. Сначала в постановлении написали мошенничество в особо крупном размере, через полгода он стал посредником передачи взятки за перевод своих собственных участков под индивидуальное жилищное строительство. Потом снова вернулись к мошенничеству и несколько раз его перепредъявляли из-за найденных ошибок в постановлении. Сейчас Боровикова судят за покушение на мошенничество в особо крупном размере.
Согласно данным следствия, бизнесмен Александр Боровиков и муниципальный депутат из Калининграда Сергей Попков пытались обмануть покупателя земель – украинского бизнесмена Владимира Шлюсавера. Они якобы пообещали ему за семь млн рублей перевести в ускоренном темпе принадлежащие Боровикову земли в нужный покупателю статус, используя депутатские полномочия Попкова. Год, пока длилось следствие, Боровиков провел в СИЗО «Кресты». Правда из-за трудностей в установке его вины срок следствия по делу истек и предпринимателя отпустили из-под стражи.
Как рассказал сам Боровиков, еще в 2014 году появился покупатель, желающий приобрести три принадлежащих ему земельных участка в Калининградской области. Некий Валерий Медведев вступил в затяжные переговоры с представителем Боровикова в Калининграде Игорем Зениным. Зенин хотел получить комиссию и вел сделку, как считал нужным, чтобы она состоялась. В результате между Боровиковым и Медведевым был подписан договор, согласно которому условием покупки земель стал предварительный перевод их в другое назначение – под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
Бизнесмен объяснил Медведеву, что без перевода стоимость земли – 220 млн рублей, а с переводом в другую категорию цена увеличивалась на 12 млн. Перевод земли – дело затратное и длительное. Нужно участвовать в слушаниях, проводить экспертизы, создавать проекты по использованию земель, нанимать необходимых специалистов для разработки этих проектов и согласовывать проекты с администрацией. Финансовая нагрузка по этим процедурам ложится на плечи заинтересованных в переводе земли предпринимателей.
По словам Боровикова, Медведев вызвался сам организовать перевод земель, причем в три раза дешевле, и попросил указать ему местных депутатов, с которыми можно было бы об этом поговорить. Боровиков таких людей предложить не смог, а покупатель Медведев просто пропал.
В начале 2015 года Медведев вновь объявился, но заявил, что уже не является непосредственным покупателем, а приобретает землю в интересах другого лица – украинского бизнесмена Владимира Шлюсавера. И познакомил Боровикова с другим представителем Шлюсавера – Левоном Капанцяном. Однако сделку должна была вести финансовый директор украинского предпринимателя – Оксана Капкаева.
Боровиков, не желая вновь терять покупателя, пообещал представителям Шлюсавера на этот раз обеспечить встречу с местным депутатом. Он познакомил их с несколькими муниципальными депутатами в Калининграде, которые объяснили, как проходит процедура перевода земель.
Читайте по теме: В Московском суде Петербурга началось рассмотрение дела бывшего депутата из Калининграда и предпринимателя из Москвы
Как развивались события далее, мы узнаем из показаний свидетеля Оксаны Капкаевой, которая помимо представителя покупателя земель Владимира Шлюсавера стала и агентом полиции.
К правоохранительным органам на Чайковского, 30, в отделение по управлению экономической безопасности и противодействию коррупции Капкаева пришла за несколько дней до встречи с продавцом земель Александром Боровиковым. Поэтому на первую встречу с предпринимателем 11 мая 2015 года она отправилась, вооружившись диктофоном. На следующий день Капкаева подала заявление в полицию о требовании Боровикова выплатить деньги за перевод земель, приложив доказательства – расшифрованную аудиозапись разговора с бизнесменом. «Потому что передача денег для ускорения той или иной бумаги не является законной, насколько мне известно», – объяснила она на судебном заседании. Передачу денег бизнесмену Боровикову за перевод его же земель под ИЖС Капкаева воспринимает как взятку.
По словам Капкаевой, ее поездка в Калининград вместе с Александром Боровиковым 19 мая 2015 года состоялась лишь с целью разобраться в намерениях участников сделки. А именно, удостовериться в том, что депутат Попков хочет получить деньги за перевод земель в ускоренном темпе, как она неоднократно заявляла всем на заседании. Затем Капкаева, уже действуя как агент полиции, приступила к «покупке» земель.
Фото: pixabay.com
Передача семи млн рублей была назначена на 22 мая 2015 года в одном из отделений банка на Московском проспекте. Оксана Капкаева пришла на встречу с Александром Боровиковым с деньгами, полученными от сотрудников полиции. Договор она не принесла, а расписку от Боровикова не попросила: сказала, что не нужно. Документы они условились оформить через несколько дней.
Когда Боровиков вышел с полученными деньгами, его задержали сотрудники полиции. «Что это за деньги?» – задали вопрос правоохранители. «За покупку моего участка», – ответил бизнесмен. «А от кого вы их получили?» – спросили сотрудники полиции. «Вот финансовый директор моего покупателя. Вот договор, который был заключен с Медведевым (новый договор составлен не был – прим. ред.). Вот свидетельство о том, что я собственник», – заметил стражам правопорядка Боровиков. «Либо вы сейчас эти деньги повезете депутату, либо вы поедете в тюрьму», – вспоминает разговор с правоохранительными органами Александр Боровиков.
«Я деньги эти отдавать никому не собирался, поэтому год просидел в «Крестах». Я заведомо знал, что у Попкова нет полномочий на перевод моих земель в ИЖС, поэтому я вообще не понимаю, в чем смысл передачи денег за такие действия. Эти семь млн рублей я воспринимал как аванс. Я занимаюсь недвижимостью в Москве с 1995 года, и никогда не сталкивался с провокациями. Мне давали и значительно большие суммы без расписок и договоров. Что такое семь млн рублей по сравнению с 200 млн? Это всего 2% залога! Я вообще не вижу проблем во взятии наличных денег. Если клиент не хочет подписывать расписки, то это его проблемы, а не мои. Я не нарушаю закон никоим образом», – уверен предприниматель.
Через несколько дней задержали и неудавшегося гипотетического взяткополучателя экс-депутата Сергея Попкова.
Читайте также
На заседании в Московском районном суде адвокаты защиты уточнили у Капкаевой, как она убедилась, что Попков может способствовать скорому переводу земель. Свидетель ответила, что поняла это из разговора с предпринимателем и сверив на сайте должность Попкова – «замглавы администрации». Согласно данным сайта ЦИК, Сергей Попков в 2010 году был заместителем главы администрации МО «Зеленоградский район». Правда, на момент передачи денег Попков уже находился в выборной должности заместителя председателя районного совета депутатов МО «Зеленоградский район» Калининградской области. Ни в той, ни в другой должности полномочий по изменению назначения земельных участков у него не было.
«Администрация ходатайствует о переводе земель, если ты добровольно проводишь благоустройство земли, оплачиваешь проведение экспертиз, составление проектов. Это такая практика. Я, когда до этого пытался перевести эти земли, то подарил со своей стороны администрации поселения пять гектар земли, оплатил проект, оплатил работу посредника. В работе по переводу земель задействованы многие специалисты. Но ни один губернатор не может просто перевести земли, потому что это коллегиальная и многоступенчатая процедура. На каждом этапе есть свой уполномоченный. Нет такого одного человека, который бы имел полномочия по переводу участков. Я никогда не говорил, что у Сергея Попкова есть полномочия на перевод моих земель. Только я как собственник могу брать ответственность за действия с моими собственными участками», – разъяснил Александр Боровиков.
По мнению Капкаевой, согласно материалам дела, деньги предназначались именно для взятки – «сверх» стоимости земель – депутату Сергею Попкову, который, как она считает, был согласен ускорить процесс перевода и сделал бы это до сентября. При этом свидетельница неоднократно заявляла на заседании, что не знает полной стоимости земель, сроков перевода и вообще условий купли-продажи. На все вопросы о подробностях сделки она отвечает только то, что земли, принадлежащие Боровикову, нужно было перевести из земель сельскохозяйственного назначения в земли под ИЖС. Других договоренностей о заключении сделки представитель покупателя Шлюсавера назвать не смогла.
Фото: pixabay.com
При задержании Александра Боровикова семимиллионный аванс в его сумке за перевод его собственных земель в ИЖС превратился во «взятку», а затем стал причиной обвинения его в мошенничестве в особо крупном размере. Боровиков якобы безвозмездно присвоил себе деньги. Пострадавшим оказался украинский бизнесмен Шлюсавер, с которым с мая 2015 года его представительница не общалась, так как действовала уже в интересах полиции. И деньги для «взятки» были даны ей на Чайковского, 30, сотрудниками полиции.
Адвокаты защиты в процессе опроса свидетельницы Оксаны Капкаевой интересовались и тем, с кем именно из правоохранителей она общалась. Капкаева сообщила, что тесно взаимодействовала с сотрудником полиции отдела по борьбе с экономическими преступлениями Михаилом Смирновым.
Десять лет назад Смирнова вместе с другими сотрудниками правоохранительных органов обвиняли в злоупотреблении служебным положением, провокации взяток, фальсификации доказательств по уже возбужденным уголовным делам и служебных подлогах, а также ложных доносах по ряду громких коррупционных дел. Были также и подозрения в причастности Смирнова к исчезновению петербургского журналиста Максима Максимова. Обвинение в связи с Максимовым милиционерам не предъявлялось, а остальные доводы следствия не нашли подтверждения в суде. Офицеров оправдали.
В своих показаниях на суде Капкаева путается, ссылаясь в том числе на старость, хотя ей всего 47 лет. Юристы то и дело подлавливают ее на противоречиях. В конце концов, адвокат Вышинский решил зачитать их все. Делал он это с выражением и не спеша в течение трех с половиной часов. То, согласно показаниям Капкаевой, Владимир Шлюсавер просил ее узнать о намерениях участников сделки, то она действовала с этой целью в интересах сотрудников полиции; то пришла с заявлением в полицию до встречи с Боровиковым, то после; то заявила суду, что с 1 мая 2015 со Шлюсавером не общалась, то рассказала, что отчиталась Шлюсаверу о встрече с предпринимателем 11 мая 2015 года. На изумленные вопросы адвокатов Капкаева лишь ответила, что «уже ничего не соображает».
«Свидетель врет! Я задаю вопросы, чтобы вы видели лицо нашего свидетеля», – не выдерживает адвокат Вышинский. В ответ судья Олег Тихомиров просит его не давать оценку до стадии прений.
«А памяти нет, потому что эти события не происходили! Вот и путается», – поделился своим выводом с корреспондентом «Санкт-Петербург.ру» один из адвокатов, защищающих обвиняемого.
Адвокаты, желая все-таки уточнить, представляла ли Капкаева на момент обращения в правоохранительные органы интересы пострадавшего украинского бизнесмена Шлюсавера, либо шла против его интересов. «Я за Россию! Я, конечно, за Шлюсавера! Я за себя, любимую!» – парировала им Оксана.
Сам пострадавший от мошеннических действий украинский бизнесмен Шлюсавер пока на судебных заседаниях не появлялся. На одном из последних слушаний судья Олег Тихомиров представил лишь его паспорт.
Адвокат защиты Александр Леонтьев убежден, что его подзащитный не виновен, но юристы и присутствующие на заседании отмечают обвинительную позицию судьи.
Адвокаты стороны защиты полагают, что здесь работает следующая схема: агенты полиции находят бизнесмена, который продает земли, предлагают их купить, только с условием, что земля должна быть переведена из одного назначения в другое. Если земли для индивидуального строительства, то их, по легенде, надо перевести в земли сельхозназначения, и наоборот. Для ускорения процесса перевода земли необходим уполномоченный депутат. Далее действующие в интересах полиции люди просят познакомить бизнесмена со знакомыми чиновниками и провоцируют его на разговоры о взятке, записывая их на диктофон для доказательств. В дальнейшем при передаче денег в качестве аванса сразу называют деньги «взяткой».
«Санкт-Петербург.ру» известно, что те же самые лица – Оксана Капкаева и Левон Капанцян по вопросу приобретения земли общались и с другим предпринимателем, пытаясь выйти через него на депутата. Но бизнесмен связываться с такими покупателями не стал и посоветовал им самим записаться в часы приема любого нужного им депутата в здании местной администрации.
Следующие судебные заседания пройдут в марте. На допрос планируется пригласить Левона Капацяна, Михаила Смирнова и других причастных к делу. «Санкт-Петербург.ру» следит за развитием событий.