По данным Российского союза туриндустрии, за границей находятся около 9 тысяч человек. При этом половина из них, скорее всего, вернется домой за счет самой "Версы", а остальная часть - за счет "Турпомощи". В настоящее время отдыхающие распределены в европейских странах следующим образом: в Испании и Греции - 2 тыс. человек, в Турции — 900, на Кипре — 800.
Прежде всего компании придется разобраться с жильем своих клиентов, пребывающих на Кипре и в Испании. Жаловаться на неоплаченные номера отдыхающие начали еще утром 15 сентября. В "Версе" же попытались успокоить, объясняя возникшие "проблемы" некоей ошибкой в переводе денежных средств.
Примечательно, что руководство "Версы" рассказало сотрудникам о планах по приостановке деятельности еще в прошедший четверг. За полчаса до известного объявления (в 17:30) "Санкт-Петербург.ру" дозвонился до компании и, представившись очередным туристом, попросил подыскать подходящий тур в Испанию. К удивлению работника пера, в фирме согласились обеспечить отдых и обещали перезвонить в ближайшее время. Через тридцать с небольшим минут в трубке заговорил автоответчик, сообщая о приостановке деятельности.
Компания собирается остаться на внутреннем рынке. И сейчас можно приобрести тур по городам Северо-Запада: Петербургу, Пскову и Новгороду. Как говорится на сайте "Версы", фирма известна организацией индивидуальных и VIP-туров для соотечественников и гостей из-за рубежа.
По данным "СПАРК-Интерфакс", учредители "Версы" с равной долей в 50% владения — Дорофеевы Владимир и Замира. При этом дозвониться до гендиректора компании Владимира Дорофеева не получается. Линия на протяжении нескольких часов либо занята, либо ее владелец сбрасывает звонок.
Любопытно, что среди клиентов компании часто оказывались чиновники и госслужащие. С 2011 года туроператор с завидной регулярностью выигрывал тендеры профильных комитетов Смольного и районных администраций города. Так, в 2013 году компания выиграла 66 подряда на сумму почти 70 млн руб. и выручкой в 5,5 млрд руб.
Туроператор "Верса" был основан в 1999 году. Компания стала 10-ой в Петербурге, заявившей о невозможности выполнять свои обязательства перед туристами. Правда, частично.
Как сообщил "Санкт-Петербург.ру" директор по продажам и развитию "Версы" Дмитрий Мазаников, сейчас туроператор ведет переговоры со страховщиками. "Думаю, завтра мы начнем принимать заявления туристов после 12 часов. Там же сообщим остальные инструкции", - уточнил он.
Компания, по его словам, застрахована на общую сумму 210 млн руб. в трех страховых компаниях: "ВСК" (60 млн.), "Авангард Полис" (50 млн.) и "Авеста" (два договора по 50 млн.). Следует отметить, что в 2014 году аналогичный договор "Версы" действовал и со СК "Восхождение", однако был расторгнут 18 августа.
На сайте компании говорится, что пострадавший клиент может обратиться в офис "Версы" на Бакунина, 5 за документами, а затем - в любую из перечисленных выше страховых компаний. Он имеет право требовать "выплату в пределах суммы предоставленного финансового обеспечения по отдельному договору страхования".
"В случае, если оставшаяся сумма страхового возмещения, предоставленной одной страховой компанией, не покрывает реальный ущерб туриста, вызванный страховым случаем, турист может обратиться за возмещением оставшейся суммы ущерба в другую страховую компанию, предоставившую Туроператору финансовое обеспечение по договору страхования ответственности туроператора", - говорится в сообщении "Версы".
Однако, по словам президента союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирины Лукашевич, возместить ущерб туристу может только одна из конкретных страховых компаний. "По закону две выплаты запрещены. Видимо, страховщики будут сверять списки между собой в рамках своего лимита. Объем финансовой ответственности никак между количеством туристов не распределяется, то есть туроператор не подает заранее списки, что: "Иванова сюда, а Петрова - туда", - говорит специалист. — Гипотетически, может возникнуть дурацкая ситуация, когда туристы пойдут к одному страховщику, а к другому - нет по каким-то причинам. Тогда кому-то выплатят 1:1, а кому-то - половину. По идее этот вопрос должны решить, так как такого опыта у рынка пока не было".
В сложившейся ситуации, по словам Ирины Лукашевич, помощь может понадобиться самим страховым компаниям. Части клиентов "Версы", кто приобрел тур до 18 августа, придется обращаться в СК "Восхождение". "Впрочем, никто туристу не мешает подать документы в три страховые компании, но выплату он будет получать только в одной. Судя по примерам предыдущих турфирм, люди быстро будут подавать заявления", - говорит она.
Первыми, после серии финансовых "крушений" турфирм, страховые выплаты начали получать клиенты "Невы". СК "Восхождение", которое обеспечивало страховую гарантию турфирмы на 454 млн руб., определила размер страховых выплат пропорционально заявленным требованиям. То есть деньги за туры будут возвращены не полностью, а в зависимости от стоимости тура. При этом сумма в дальнейшем будет меняться, предупредили в "Восхождении", пока не будет сформирован окончательный список заявлений.
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"