Закон, который начинает действовать уже 14 августа, скуп на подробности. Согласно документу, данные о пользователе должны быть подтверждены паспортом или иным документом, удостоверяющим личность. Также будет определяться уникальный идентификатор устройства. Эти данные, обработанные провайдером, должны отправлять "компетентным органам". Только после такой процедуры законопослушному пользователю разрешат подключиться к Wi-Fi в "пунктах коллективного доступа". Что такое "пункты коллективного доступа", не поясняется. Скорее всего, сюда относятся и кафе, и рестораны, и метро, и парки, и даже офисы. Минкомсвязи попытался развеять страхи пользователей, выпустив разъяснение.
Свобода или паспорт
"Паспорт не обязателен для получения доступа к Wi-Fi в публичных местах. Если точка доступа установлена частным лицом, никаких обязанностей у него в связи с изменениями не существует, - уверило ведомство. - Если точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи, то он должен отправить пользователю запрос на получение идентификационных данных по SMS или предложить специальную форму для указания данных перед открытием доступа в Интернет. Пользователь обязан предоставить любую идентификационную информацию, например, имя, фамилию и отчество, номер водительского удостоверения и так далее".
Со своим комментарием выступил и глава Минкомсвязи Николай Никифоров. По его словам, идентификация пользователей при доступе в публичный Wi-Fi — общемировая практика. При регистрации можно будет использовать номер банковской карты или сотового телефона. "Операторы публичного Wi-Fi не обязательно будут требовать ваш бумажный паспорт. Это может быть и смс-код на номер сотового, - поясняет министр в своем микроблоге. - Также для миллионов граждан удобным способом идентификации в публичном Wi-Fi может быть пароль от портала "Госуслуги".
Вести контроль за пользователями с помощью "Госуслуг" сложно, но можно, считает главный редактор "IPNews" Алексей Леонтьев. По его словам, количество регистрируемых юрлиц на этом портале растет. "Технически это возможно. "Электронная подпись" - это ключ шифрования. Другими словами, некий файл, который работает с usb-карты. Думаю, нет никаких особых сложностей использовать эту "подпись" с помощью приложения, привязанного к номеру вашего сотового телефона. Единственное, я не слышал, чтобы велись разработки для мобильных устройств, - говорит специалист. - Несколько лет назад пользовался этой услугой в качестве эксперимента. Оформить эту подпись достаточно сложно. Ну и нужно будет заплатить 400 рублей "Ростелекому".
Нежданно-негаданно
Представители провайдеров и ресторанов, которых опросил "Санкт-Петербург.ру", признались, что еще не разобрались ни в букве, ни в духе закона. По мнению директора петербургского филиала WestCall Виктории Тихоновой, от властей требуются дополнительные разъяснения. Ее компания организует свободный доступ к Wi-Fi в Московском и Приморском парках Победы, а также в Таврическом саду. "Я могу сказать только одно — указ "сырой", напрямую в лоб невыполнимый, - говорит она. - Требуются разъяснения от Минкомсвязи. Надеюсь, они в ближайшее время появятся".
Время на раздумье взяли и операторы, организующие выход во Всемирную Сеть в петербургских ресторанах и метро, - ОАО "Вымпел-Коммуникации" (работает под маркой "Билайн") и ОАО "МТС". "Мы пока воздерживаемся от комментариев, наши специалисты работают над изучением указа".
Впрочем, документ в ближайшее время может видоизмениться. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не исключила, что в закон могут быть внесены изменения. "Правительство обязано было выполнить закон и принять соответствующее постановление, что и было сделано, - сказала она. - После того, как будет изучена правоприминительная практика, правительство, в случае необходимости, подготовит и внесет соответствующие изменения в закон".
Информацию о пользователе провайдер обязан хранить в течение полугода и обновлять список клиентов минимум один раз в квартал. Но что делать, если посетитель кафе или пассажир в метро придумывает себе фамилию. "Старые куки и посещаемые вами ресурсы никто не отменял, - пишет пользователь rushter на сайте "Habrahabr". - Дома вы зайдете на гугл, а потом зайдете в кафе, там просто-напросто вам выскочит рекламный блок гугла на каком-нибудь сайте. Все, для гугла этого достаточно, чтобы вас сопоставить как одного пользователя, собственно, что он и делает".
С ним соглашается пользователь okazymyrov: "Если посмотрите в список своих Wi-Fi сетей, то, скорее всего, он будет состоять из 100 сетей или меньше. Далее выбираем ту, из которой чаше всего осуществляется выход в Интернет. Данная сеть, скорее всего, будет вашей домашней сетью. После этого пробиваем улицу и квартиру по IP. И вот вам Иванов Иван Иванович и вся подноготная про него".
Впрочем, как будет работать эта система при использовании браузера Tor, пока неизвестно. Это программное обеспечение позволяет устанавливать анонимное сетевое соединение, то есть IP-адрес клиента остается скрытым для провайдера. Заинтересованность этим браузером подтверждает и тот факт, что на портале госзакупок МВД предлагает почти 4 млн руб. за исследование возможностей получения данных о пользователях Tor.
Вопрос Сноудена
В апреле, в ходе "Прямой линии" президента к Владимиру Путину обратился экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Он поинтересовался у отца нации о том, занимается ли Россия перехватом, хранением и анализом информации о людях и считает ли Путин справедливым и оправданным массовый контроль.
"Вы - бывший агент, я тоже раньше имел отношение к разведке. Поэтому будем говорить на профессиональном языке", - начал ответ Путин.
В России, отметил президент, существует жесткая регламентация использования спецсредств спецслужбами.
"Эта регламентация требует разрешения суда в отношении конкретного гражданина. И массового характера не носит", - сказал президент России. Впрочем, ранее сам же повторял: "Время течет, все меняется".
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"