По информации Ассоциации туроператоров России, в данный момент за границей находятся 6,5 тыс. клиентов турфирмы, еще 17 тыс. являются обладателями пока нереализованных путевок. Гендиректор "Невы" Максим Пирогов постарался успокоить туристов, "попавших в сложную ситуацию". Он вместе с совладельцем турфирмы Сергеем Тимралиевым выступил на пресс-конференции в гостинице "Октябрьская".
на оплату авиакомпаниям возврата наших клиентов
"Все под полным контролем. Никаких ЧП не будет, - заверил он. - Информация о количестве туристов передана в Турпомощь и Ростуризм. Все наши свободные средства мы направили на оплату авиакомпаниям возврата наших клиентов. Но те, кто на данный момент не улетел по своим турами, воспользоваться нашими услугами уже не смогут".
В качестве гарантии руководство турфирмы предложило всем купившим путевки обращаться в ЗАО Страховая компания "Восхождение". По их словам, сумма страховых взносов составляет 454 млн руб. Этого должно хватить всем, считает независимый эксперт Татьяна Гаврилова, ранее возглавлявшая петербургское отделение Российского союза туриндустрии.
"Эта одна из немногих фирм, которая правильно оценивала свой объем и платила со всех сумм страховые взносы. Она делала крупнейшие финансовые гарантии в стране. Поэтому, как мне кажется, все должно закончиться пристойно, - говорит она. - Из-за чего была приостановлена деятельность? Они сообщали о падении потока туристов на 30%. Видимо, в условиях изменения рынка, для них это был единственный выход. Ведь это еще не банкротство".
Впрочем, сами туристы с сомнением смотрят на безоблачное отпускное будущее. В "сложной ситуации" оказались Надежда и Сергей из Петербурга. Три дня назад пара отпраздновала свадьбу и после торжества улетела на Бали.
"Нас сегодня чуть не выселили из отеля, так как не оплачено жилье. Ездили в офис принимающей стороны: там сказали, что "Нева" не выделила средств на оплату нашего и других туров, - рассказывает он. - Пришлось самим оплачивать два дня в отеле, но завтра нужно оплатить долг в 310 долларов. Что будет дальше, не знаем. Но собираемся оставаться здесь до 24-го числа".
Еще один клиент "Невы", дизайнер и арт-директор собственного агентства Антон Пузинас, узнал о крахе турфирмы в кипрском аэропорту. У него на руках билеты на рейс в 22:00 авиакомпании "Ямал" и он не знает, сможет ли он улететь обратно.
"Пока связаться с "Невой" никак не удалось, - говорит Антон. - Пытаюсь узнать хоть какую-то информацию через родных и знакомых. Никаких уведомлений со стороны самой фирмы не было, ни рассылок, ничего. С авиакомпанией связаться тоже пока не удалось".
Дозвониться ни до турфирмы, ни до страховой компании не получается — телефоны не отвечают. "А сам офис у "Невы" - работает? Путевки на начало августа - их сдавать "Неве"? Или надо бежать с заявлением в страховую? А если бежать в страховую, то как правильно аргументировать: формально же меня еще не кинули?" - задаются вопросами на форумах сотни людей.
Несколько не состоявшихся туристов, оказавшись на пресс-конференции одного из совладельцев турфирмы Сергея Тимралиева, попросили топ-менеджера самого дозвониться до страховой компании и в офис "Невы". Однако, по всей вероятности, попытка не увенчалась успехом -— бизнесмен объяснил, что консультируется по этому поводу со своим помощником и пытается разрешить проблему.
Один из туроператоров, сотрудничающий с фирмой "Нева", сообщил "Санкт-Петербург.ру", что уже занимается финансовым вопросом. "Деньги будем возвращать через юристов. Мы рассчитываем, что страховые выплаты осуществят за 2 месяца. Они составят от 90 до 100%", - пояснили в компании.
По мнению Татьяны Гавриловой, процедура возврата денег туристам может быть довольно длинной. "В такой ситуации предусмотрены два варианта. Первый - если компания перестает оказывать услуги, подключают страховку. Второй - включают турпомощь для тех, кто остался за границей. Тем, кто еще не уехал по путевке, то тут в полном объеме начинает действовать законодательство, - объяснил эксперт. - Согласно законодательству, клиент имеет право отказаться от поездки в любой момент и получить возврат внесенных денежных средств за минусом реально истраченных денег за организацию тура. Все это делается после составления заявления, которое рассматривается в 10-дневный срок".
Назвать причины краха старейшей турфирмы эксперты затрудняются. Согласно данным СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль ЗАО "Нева" в 2012 году составила 3,115 млн руб. при убытке в 22 млн руб. в 2008 году. Учредителем предприятия числится компания Neva International Holding ApS, зарегистрированная на улице Франк Бергманн в Дании. Примечательно, что ее общая сумма долговых обязательств составляет 8,795 млн евро.
Основал ООО "Турфирма Нева" давний знакомый Владимира Путина подполковник ФСБ Владимир Стржалковский в 1990 году. До этого, будучи на службе КГБ, он курировал гостиничный бизнес в Ленинграде. Однако в 2004 году был назначен руководителем Федерального агентства по туризму, а в 2008 году возглавил компанию "Норильский никель".
Известно, что возвращать российских туристов на родину будут авиакомпании "Аэрофлот", "Оренбургские авиалинии" и "Тай эйрвейз". Более того к эвакуации отдыхающих готовы подключиться и службы МЧС.
В числе клиентов "Невы" оказался и наш сотрудник Софья Бельская. Она будет вести свой блог в режиме онлайн, пока не возместит средства за поездку.
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"