Путь мнения
"Ответьте, с чем связан резкий рост платы за отопление в январе по сравнению с декабрем?", - написал расстроенный житель дома 52 на набережной Фонтанки Олег Иванов. По его словам, квартплата в их с женой четырехкомнатной квартире выросла на 86%, с 3032,51 — за декабрь, до 5640,83 — за январь.
"Супруга звонила в жилищную контору. Там сказали, что сняли какие-то показания со счетчиков на входе в наш дом. Предоставили какие-то цифры. Откуда они у них, понять трудно, - удивляется он. — По всем вопросам, нам сказали, надо обращаться в администрацию ЖЭКа. А записываться к руководству нужно за месяц".
Похожая ситуация сложилась в феврале 2013 года. Тогда президенту Путину во время "горячей линии" петербурженка пожаловалась на возросшие коммунальные платежи. Согласно квитанциям, которые она прислала, суммы увеличились за один месяц в полтора раза. Глава государства потребовал пересчитать квитанции и поинтересовался психическим состоянием чиновников. "Вот они, платежки. Идите и объясните людям, почему в декабре, в ноябре они должны были платить такие деньги, а в январе, феврале — такой скачок. И это в Петербурге. А в Мурманске, вы говорите, на 200 с лишним процентов рост. С ума сошли, что ли?", - полюбопытствовал Владимир Путин. В результате власти Фрунзенского района пообещали сменить управляющую компанию и возбудить уголовное дело против ООО "Жилкомсервиса №3 Фрунзенского района", на чьем обслуживании, по сведениям чиновников, находился дом пенсионерки. Однако изменения вскоре затронули и саму администрацию: своего поста лишился глава района Терентий Мещереков.
Путь истины
В нынешнем году коммунальщики решили обратиться к античному прошлому. Слова Парменида об обманчивости человеческих ощущений пользуются у них, видимо, большой популярностью. Себе на выручку они призвали цифры: нам только показалось, что зима была теплой — говорят там. На самом деле в декабре температура была ниже, чем в ноябре, и как следствие, отапливать квартиры пришлось усерднее.
"Объемов теплоотпуска в период отопления с декабря по сравнению с ноябрем вырос на 15%. В эти месяцы средняя температура на улице понизилась на 3,2 процента, - гласил отчет ГУП "ТЭК". Ему вторят сведения "Теплосети": "1, 826 млн гигаколорий — в ноябре, 2,305 млн гигаколорий — в декабре. Увеличился теплоотпуск — выросла квартплата". Стоит отметить, что декабрь действительно оказался холоднее ноября. Показатели средней температуры теплоэнергетиков "Санкт-Петербург.ру" подтвердили в Gismeteo.ru.
Однако в теплоэнергетических компаниях открестились от цифр в квитанциях. По словам инженеров, подсчетами занимаются управляющие компании — к ним все претензии. "В последнее время к нам часто звонят с жалобами горожане. Однако мы начисляем плату по узлам учета управляющим компаниям, а там уже все подсчитывают и выписывают квитанции", - объяснила пресс-секретарь ГУП "ТЭК" Анна Иванова.
Еще больше вопросов порождает и тот факт, что отопление выросло в нескольких районах города по-разному. Например, у корреспондента "Санкт-Петербург.ру", который живет в двухкомнатной квартире на Бухарестской, 72, кварплата выросла на 523 рубля. Немного, но тоже обидно. На правах жильца, журналист дозвонился до своего ТСЖ и поговорил с руководителем некоммерческой организации. Глава ТСЖ "Бухаресткая 72/1" Лариса Нестеренко попыталась успокоить работника СМИ тем, что плата за "тепло" выросла по всему городу и даже у нее самой.
"Счета нам выставляют по приборам учета, но их подают нам монополисты. Сколько нам насчитали — такую квитанцию мы и прислали. Они таким образом пытаются заработать на нас. Понимаете, в городе просто такая система отопления. Вот была бы у нас своя котельная, тогда бы мы могли формировать цены самостоятельно. А сейчас мы абсолютно бесправны. Мы ни на чего не можем влиять — страна такая", - со скорбью признала главный товарищ-собственник жилья. Также она добавила, что ошибок и мошенничества в подсчетах быть не может — за показателями в режиме онлайн следят в третьей компании ("Теплоучет"), которая "не является заинтересованным лицом".
"Наши цифры проверяются различными инспекциями. Вот прибор, он столько показал, вот выставили счет, а вот мы распределили все между жильцами. Все очень прозрачно", - уверила работник ТСЖ. Однако систему подсчета назвала "достаточно сложной" и посоветовала работнику пера получить вначале техническое образование, а затем углубляться в детали.
Собеседник "Санкт-Петербург.ру" из ГУП "ТЭК" предположил, что счета за отопление некоторых петербуржцев подросли усилиями не теплоэнергетических компаний. "Если у нас предоставили данные теплоотпуска, значит, все чисто — иначе просто умолчали бы. Скорее всего, обсчитывают управляющие компании. Что делать? Брать данные по дому и проводить собственные расчеты — иначе никак", - резюмировал инженер.
Онлайн-коммунальная война
Борьбу со своей управляющей компанией житель подмосковья и программист Тимур Евгажуков начал еще в прошлом году. Он разработал бесплатный сервис Dom24X7. Это своего рода книга учета личных расходов воды, электроэнергии, отопления и газа. По его словам, идея создания сайта появилась во время противостояния с управляющей компанией. Ему и соседям пришли квитанции с непонятными суммами по отоплению.
"У меня стоит собственный счетчик по отоплению. Расхождения между показаниями моего прибора и управляющей компании существенное, - говорит хозяйственник. - Я заметил, что мне неправомерно приплюсовали некие общедомовые потери. Из ТСЖ прислали формулу. Оказалось, что фактически, вместо того, чтобы уменьшать теплопотери дома, закрывая утечки и проводя своевременный ремонт, что она обязана делать, управляющая компания, пытается возложить затраты на самих жителей".
Квартира Тимура — пример экономии. Счетчики установлены повсюду: на воду, на электричество и даже на температуру воздуха. Если в комнате жарко, то отопление снижается автоматически. Онлайн-счетчик, по задумке автора, позволит не только следить за математическими способностями коммунальщиков, но и за собственной дисциплиной. Например, программа с помощью всплывающих подсказок будет давать дельные советы: поменять лампочки на энергосберегающие или выявить возможную утечку воды.
"Расход рассчитывается относительно предыдущего показания, которое привел пользователь - на основе статистики среднего потребления. Даже без ввода показаний система может предсказать, насколько вы "потребили" услуги, - поясняет Тимур Евгажуков. — Если во время анализа вы обнаружите, что сохраненные вами показатели не совпадают с цифрами оплаты, которые приведены в бумажной квитанции, это существенный повод начать беспокоиться".
Стоит отметить, что с 2012 года в ряде регионов России, в том числе и в Петербурге, изменились нормативы потребления коммунальных услуг. Ранее стоимость отопления "растягивалась" на 12 месяцев, а теперь — сосредоточена только в периоде, когда тепло действительно подается в дома. В Петербурге эта система вызвала многочисленные скандалы: управляющие компании оказались к ней не готовы и за октябрь, ноябрь выставили к оплате за тепло "ноль". Однако за потребленную услугу нужно платить, поэтому это отопление потом было включено в квитанции за декабрь и январь — вместе с текущим потреблением.
Алексей Стрельников, "Санкт-Петербург.ру"